Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр дополнительного образования
Усть-Кутского муниципального образования
Рекомендована
методическим советом
МБУ ДО ЦДО УКМО
протокол № _________
«___» _____ 2021 года
Утверждена
приказом по МБУ ДО ЦДО УКМО
«___»__________ 2021 года
Дополнительная общеразвивающая программа
«Юные метеорологи»
для обучающихся: 5-7 лет
срок реализации: 2 года
Брюханова Наталья
Анатольевна,
педагог дополнительного
образования
Усть- Кут
2021
Пояснительная записка
Настоящая
дополнительная
общеразвивающая
программа
«Юные
метеорологи» разработана с учетом:
•
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.1012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации»; изменения в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения
содержания воспитания в образовательном процессе с 1.09.2020;
•
Концепции развития дополнительного образования до 2030 года;
•
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках
Национального проекта «Образование». Утвержден президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и конкурентоспособности
профессионального образования, Министерства просвещения РФ 10.11.2018
г.
•
Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
•
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
•
Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 г. № 61573);
•
Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания
детей и молодежи от 18.11.2015 года
№ 09-3242 «О направлении
информации.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»,
Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 11 сентября 2018
года;
•
Устава МБУ ДО ЦДО УКМО от 01.12.2016 года;
•
Лицензии от 13 марта 2017 года
МБУ ДО ЦДО УКМО на
образовательную деятельность;
•
Программы развития МБУ ДО ЦДО УКМО на 2016-2021гг.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Юные метеорологи»
естественно-научной направленности, уровень сложности - вводный.
Актуальность программы состоит в том, что в соответствии с
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» в рамках Национального
проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте
РФ
по
стратегическому
развитию
и
конкурентоспособности
профессионального образования, Министерства просвещения РФ 10.11.2018
г., содержание дополнительной образовательной программы ориентировано
на: создание необходимых условий для личностного развития обучающихся,
позитивной социализации; удовлетворение индивидуальных потребностей
обучающихся
в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей
обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического,
трудового воспитания обучающихся. Программа составлена по социальному
запросу родителей и обучающихся.
Отличительные особенности программы. В программе рассматриваются
как способы прогнозирования погоды, так и знакомство с народными
приметами, народными названиями месяцев, с объектами живой природы,
которые помогают предсказывать погоду (птицы, животные, растения,
насекомые).
Адресат программы. Программа направлена на дошкольников 5-7лет.
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет. Продолжает развиваться
образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном
плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой
последовательности объекты вступят во взаимодействие. Кроме того,
продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словеснологического мышления.
Возрастные особенности развития детей 6-7 лет. Продолжается становление
новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем
дальнейшее развертывание этих образований создает психологические
условия для появления новых линий и направлений развития. В этом
возрасте идет процесс активного созревания организма. Области мозга
сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера.
Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще
неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры.
Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое
развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка
пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития
речи и подготовки к письму.
Срок освоения программы: 2 года обучения, 72 недели,18 месяцев.
Форма обучения - очная
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у детей элементарных представлений о
погоде, способах определения и ее значении в жизни человека через
овладение методами прогнозирования, работы на метеоплощадке.
Задачи программы:
1. Обучающие:
сформировать у детей представление о прогнозировании погоды,
устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой;
приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному
опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе
наблюдений;
обучать детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в
календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.
2. Развивающие:
развивать
у
детей
навыки
исследовательской
деятельности:
наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать,
анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
развивать чуткость и внимательность к миру природы: замечать изменения
в состоянии объектов природы («комары вьются – к теплу», «фиалка
загрустила» - склонила цветок к земле – к дождю» и т.д.).
3. Воспитывающие:
воспитывать бережливость, трудолюбие, усидчивость, аккуратность в
процессе выполнения работы;
воспитывать
чувство
коллективизма
и
взаимопомощи,
чувство
ответственности;
воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к
родному краю.
Комплекс основных характеристик программы
№
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
Объем программы: 2 года обучения, 72 часа.
Содержание программы
1 год обучения 36 часов
Наименование
Основные узловые моменты
разделов и тем внутри
Раздел 1. Осень (12 часов)
Вводное занятие.
Знакомство с детьми в игровой форме. Погода, как
она может изменяться и влиять на образ жизни
людей и животных. Понятие «климат». Экскурсия
на метеоплощадку на участке.
«Сентябрь – златоцвет»
Знакомство детей с народным названием месяца,
народными приметами («В лесу много рябины –
осень будет дождливая, мало – сухая» и др.). Чтение
рассказа И. Соколова – Микитова «Лес осенью».
Календарь погоды
Знакомство детей с календарем погоды, условными
обозначениями;
как
рисовать
значки.
Дидактическая игра «Какая погода сейчас».
«Солнышко, солнышко, Что такое солнце, зачем оно нужно всем живым
покажись»
существам. Знакомство со схемой: «Положение
солнца в разные времена года». Дидактические
игры: «Когда это бывает», «Отгадай-ка».
«Октябрь – грязник,
Знакомство детей с народным названием месяца,
листопад»
народными приметами («Гуси летят – зимушку на
хвосте тащат», «Если листопад пройдет скоро, надо
ожидать крутой зимы»). Дидактические игры:
«Когда это бывает?»; «Что сначала, что потом».
1.6
«Дождик, дождик,
подожди»
1.7
«Как рождается дождь»
1.8
«Унылая пора»
1.9
«Ноябрь – ворота
зимы, полузимник»
1.10 «Ветер, ветер, ветерок»
1.11 Осенняя пора
1.12 «Осень»
2
2.1
«Декабрь – студень»
2.2
«Снег, снежок»
Дождь как природное явление. Условия для
появления дождя, его характером в зависимости от
сезона.
Знакомство
с
оборудованием
метеоплощадки, его назначением (дождемером).
Вода на земле. Её количество на Земле, состояние в
разные времена года. Знакомство детей с
образованием дождя, его характером в зависимости
от сезона года. Значение дождя для животных и
растений. Практическая работа. Эксперимент
«Пусть пойдет дождь»; игра «Ходят капельки по
кругу».
Рисование на тему «Унылая пора». Стихи Т.
Шорыгиной «Приметы осени». Чтение стихов
детьми про осень.
Знакомство с народным названием месяца,
приметами («Синица к избе – зима на дворе»,
«Появились поздней осенью комары – будет мягкая
зима»). Практическая работа. Рисование на тему
«Приметы осени».
Ветер, причины его возникновения, роль в жизни
живых организмов, в том числе и человека.
Практическая работа.Опыт «Ветер – это движение
воздуха».
Знакомство
с
оборудованием
метеоплощадки,
его
назначением
(флюгер
показывает направление ветра, ветряной рукав –
силу ветра).
Работа с календарем погоды; дидактические игры
«Что сначала, что потом», «Что нам нужно одеть?»,
«Когда
это
бывает?»,
«Приметы
осени».
Практическая работа. Изготовление игрушек для
игры с ветром.
Отгадывание кроссворда «Осень». Совместная
творческая работа «Книжка про осень».
Раздел 2. Зима (11 часов)
Знакомство с народным названием месяца,
приметами («Солнце – на лето, зима – на мороз»,
«Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти»).
Практическая работа. Рисование на тему
«Приметы зимы».
Природные явления зимы - снег, лед, сосульки,
морозные узоры, град, иней. Почему снежинка
имеет шестиконечную форму. Практическая
работа. Опыт со снегом.
Как по поведению птиц можно предсказывать
погоду: перед морозом вороны и галки садятся на
верхушки деревьев, на снег – к оттепели.
Практическая работа. Рисование на тему
«Приметы зимы».
2.4 «Цветные льдинки»
Вода и её агрегатное состояние: жидкое и твердое.
Практическая
работа.
Опыт
с
водой.
Изготовление ледяных украшений для новогодней
елки.
2.5 «Экскурсия для Деда
Игры с Дедом Морозом: «Когда это бывает»,
Мороза»
«Какая погода». Чтение стихотворений об осени,
зиме.
2.6 «Январь – просинец»
Знакомство детей с народным названием месяца,
приметами («Растет день, растет и холод» и др.).
Заучивание стихотворения С. Маршака «Январь».
2.7 «Дым столбом – мороз
Зимнее явление: мороз. Процессы замерзания
за окном»
различных жидкостей на морозе.
2.8 «Снежная шуба»
Зимние явления природы: снегопад, поземка,
пороша, вьюга, иней. Их сходства и различия.
2.9 «Февраль - бокогрей»
Знакомство детей с народным названием месяца,
приметами («У февраля два друга – метель да
вьюга», «В феврале зима с весной встречаются
впервой»). Практическая работа. Рисование на
тему «Приметы зимы».
2.10 «Знать вчера недаром
Животные – синоптики: собаки валяются в снегу – к
кошка умывала нос...»
метели; кошка в печурку, стужа – на двор.
2.11 «Зима»
Отгадывание кроссворда «Зима». Совместная
творческая работа «Книжка про зиму».
3
Раздел 3. Весна (13 часов)
3.1 «Март - протальник»
Знакомство детей с народным названием месяца,
приметами («Грач на горе – весна на дворе»,
«Длинные сосульки к долгой весне»).
3.2 «Плывут в небе облака» Что такое облака. Виды облаков: перистые,
кучевые, слоистые. Зависимость количества
облаков от таяния снега.
Знакомство
с
оборудованием метеоплощадки, его назначением
(ловец облаков).
3.3 «Природные
Растения и животные предсказывающие погоду.
предсказатели погоды»
Практическая работа. Эксперимент: посеять
некоторые растения, предсказывающие погоду.
3.4 «Погода и человек»
Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Как погода влияет на человека, его деятельность.
Дидактические игры «Что нам нужно одеть?»;
«Хорошо – плохо».
2.3
«Пернатые синоптики»
3.5
«Погода и человек»
3.6
«Апрель - снегогон»
3.7
«Песок и глина»
3.8
«Насекомые –
предсказатели погоды»
3.9 «Времена года»
3.10 «Май – травень»
3.11 «Свет и тень»
3.12 «Солнечные часы»
3.13 «Весна»
Практическое занятие. Разработка памятки
«Правила ЗОЖ».
Знакомство детей с народным названием месяца,
приметами: «Апрельские ручьи землю будят»,
«Чайка прилетела – лед идет».
Знакомство детей со свойствами песка и глины.
Практическая работа. Изготовление игрушек из
глины.
Как насекомые могут предсказать погоду: паук
плетет паутину – к ясной погоде; муравьи
закрывают ходы в муравейник – к дождю.
Игра «Не зевай» (времена года, месяцы – называй).
Знакомство детей с народным названием месяца,
приметами: «Май леса наряжает – лето в гости
ожидает», «Когда цветет черемуха – живет холод».
Свет и тень, природа их возникновения.
Зависимость тени от источника света и предмета, их
взаимного расположения. Практическая работа
Опыт лучи света проникают только через
прозрачное.
Знакомство с оборудованием метеоплощадки, его
назначением (солнечные часы). Практическая
работа Опыт - определяем время суток по
солнечным часам.
Отгадывание кроссворда «Весна». Совместная
творческая работа «Книжка про весну».
2 год обучения
1
Раздел 1. Приборы – помощники (17 часов)
1.1 Вводное занятие.
Погода - что это такое? Как она может изменяться и
влиять на образ жизни людей и животных. Понятие
«климат». Экскурсия на метеоплощадку на участке.
1.2 Кто такие метеорологи
Знакомство детей с профессией метеоролога.
Что они изучают, для чего это нужно.
1.3 Какие приборы помогают Метеорологические
приборы,
которые
изучать погоду
используются для изучения погодных явлений,
Практическая работа: знакомство с новыми
приборами (барометр, термометр, гигрометр).
1.4 Как определяли погоду в Народные приметы и явления природы, по которым
старину
можно определить погоду. Дидактические игры.
1.5 Волшебница вода
Практическая работа. Экспериментирование с
водой. Откуда берется дождь.
1.6 Гигрометр
Знакомство детей с новым оборудованием
метеоплощадки – гигрометром, для чего он нужен,
как им пользоваться. Практическая работа.
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Измеряем осадки (дождь) Практическая
работа.
Измерение
осадков
дождемером. Дидактические игры.
Что такое термометр
Термометр, для чего он нужен. Различные виды
термометров.
Как меняется погода
Практическая
работа.
Наблюдение
за
изменениями погоды с использованием приборовпомощников. Попробовать предсказать погоду на
следующий день.
Барометр – что это
Знакомство детей с новым оборудованием
метеоплощадки – барометром. Практическая
работа. Предсказать погоду на следующий день с
его использованием.
Природные барометры
Знакомство детей с растениями и животными,
предсказывающими изменения погоды.
Что такое компас
Знакомство с компасом и способом работы с ним.
Практическая работа. Изготовление простейшего
компаса.
Наблюдаем погоду
Практическое занятие. Анализ погоды за три
месяца (какая погода осенью), сравнить с прошлым
годом.
Измеряем осадки (снег)
Как можно измерить количество снега. Прибор помощник – снегомер. Как можно сделать его
самостоятельно. Практическая работа.
Цветные льдинки
Практическая работа. Опыты с водой и льдом.
Украшение для елочки
Практическая работа. Изготовление ледяных
украшений для новогодней елки.
Игра «Знатоки погоды»
Игра «Знатоки погоды» о представлении детей о
неживой природе, умения наблюдать за погодой,
пользоваться приборами на метеоплощадке.
Раздел 2. Наши открытия (19 часов)
Свойства снега
Практическая работа. Экспериментирование:
зависимость состояния снега от температуры
воздуха.
Превращения Мороза
Практическая работа. Экспериментирование:
Ивановича.
различия в процессах замерзания различных
жидкостей на морозе.
Где прячется погода
Что такое воздух? Почему в нем прячется погода?
Роль воздуха в жизни человека, животных,
растений.
Свойства воздуха
Практическая работа. Экспериментирование:
знакомство
со
способами
практических
доказательств свойств воздуха
Чем измерить скорость и Практическая работа. Определение направления и
силу ветра
силы ветра по окружающим предметам. Какие
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
приборы могут помочь нам в определении скорости
и силы ветра. Какие есть народные приметы.
Чем измерить скорость и Знакомство с новым прибором: анемометром. Как
силу ветра
он работает. Практическая работа. Изготовить
детский анемометр.
Наблюдаем погоду
Практическое занятие. Анализ погоды за три
месяца (какая погода зимой), сравнить с прошлым
годом.
Эти волшебные облака
Практическая работа. Наблюдение за состоянием
неба, видами облаков. Причинно-следственная
связь: в тихий солнечный день облака плывут
медленно, а в ветреный – быстро; сравнение по
цвету в солнечный и пасмурный дни; представить,
каким окажется облако, если его потрогать. Игра –
на что похожи, плывущие по небу облака.
Солнце
Практическая работа. Наблюдение за солнцем.
Солнце не только светит, но уже греет. Отметить
прибавление дня. Вспомнить, как было зимой.
Нарисовать картины о весне.
Капель
Капель – что это такое? Когда она бывает:
морозную и пасмурную погоду капели нет.
Предложить послушать капель. Игра – приметы
весны.
Наблюдение за таянием Практическая работа. Рассматривание мест, где
снега
снег и лед тают быстрее. Почему утром лужи
замерзают, а днем оттаивают. Почему снег днем
подтаивает, а ночью замерзает и образуется твердая
корка, которая мешает животным в лесу.
Птицы прилетели
Прослушивание пения птиц. Птичкам стало тепло,
но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть:
нет ни травинок, ни червячков, ни мошек.
Практическая работа. Кормление птиц.
Какое небо
Практическая работа. Наблюдение за небом. Есть
ли на небе тучи. Какая погода: пасмурная или ясная.
Какого цвета небо, облака. Загадать загадки о небе,
тучах.
Деревья весной
Практическая работа. Деревья, их строение. Какие
изменения происходят с деревьями (появился
весенний загар, появляются почки). Почему зимой
почки не набухают (дерево, как медведь, зимой
спит, а как солнышко начнет пригревать, оно
просыпается, начинает питаться талой водой)?
Свет
Свет: откуда берется, роль света в жизни человека,
животных, растений.
2.16 Свет и тень
2.17 Солнце, воздух и вода –
наши лучшие друзья
2.18 Наблюдаем погоду
2.19
«Счастливый случай»
Свет и тень. Практическая работа. Наблюдение за
солнечной тенью. Как тень помогает узнать время.
Наши друзья: солнце, воздух, вода. Для чего они
нужны человеку, животному. Дидактическая игра
для закрепления знаний о свете, воздухе и воде.
Практическое занятие. Анализ погоды за три
месяца (какая погода весной), сравнить с прошлым
годом.
Интеллектуальная игра «Счастливый случай», о
представлениях
детей об объектах живой и
неживой природы и их взаимозависимости.
Планируемые результаты обучения
1 год обучения
Обучающиеся узнают:
народные названия месяцев;
народные приметы, по которым можно определить погоду;
что такое дождь, снег, откуда они берутся;
свойства снега, песка, глины, методы их исследований;
некоторые природные предсказатели погоды (растения, животные,
птицы, насекомые);
принцип работы некоторых приборов – помощников: дождемер,
флюгер, ветряной рукав, термометр.
научатся:
определять силу и направление ветра, количество осадков, температуру
воздуха;
наблюдать и называть сезонные изменения в природе;
вести календарь наблюдений за погодой;
заносить показания приборов помощников в календарь погоды при
помощи условных обозначений;
определять время суток по солнечным часам.
2 год обучения
Обучающиеся узнают:
приборы-помощники для предсказания погоды (термометр, гигрометр,
анемометр, барометр);
свойства воздуха и воды (воздух – невидим, не имеет формы, объема;
вода – изменяет цвет, может переходить из одного агрегатного
состояния в другое;
народные приметы и явления природы, по которым можно определить
погоду;
научатся:
самостоятельно проводить эксперименты для изучения свойств воды;
наблюдать, различать, называть сезонные изменения в природе;
формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы;
определять погоду по состоянию неба;
выполнять элементарные правила поведения в природе.
Личностные результаты:
гуманно – ценностное отношение к природе: увлечение познанием
природы, открытием ее законов, понимание языка природы,
внимательное отношение к изменениям в животном и растительном
мире;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе
совместной работы под руководством педагога; умение сотрудничать с
товарищами в процессе совместной деятельности.
Метапредметные:
«Развитие речи». В процессе обыгрывания сюжета и самого занятия
ведется непрерывный разговор с детьми. Использование на занятиях
произведений малых фольклорных жанров: загадок, художественного
слова. Выполняя практические действия, дети способны усвоить много
новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей,
развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи;
«Сенсорное воспитание». Занятия на метеоплощадке способствуют
усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их
пространственном расположении, развивается мелкая моторика рук;
«Музыкальное
воспитание».
Использование
музыкального
сопровождения для создания настроения и выражения собственных
чувств;
«Физическое воспитание». Использование динамических пауз,
пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики для
зрения.
Учебно-тематический план
№
п\п
1
1.1
1.2
Наименование
раздела и тем
Раздел
Осень
Вводное
занятие.
«Сентябрь
Количество часов
Формы
организации
Всег Тео Прак
занятий
о
рия тика
1 год обучения
1. 12
6
6
1
–
1
1
1
Экскурсия на
метеоплощадку
Рассказ педагога
Формы
аттестации
(контроля)
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
златоцвет»
Календарь
погоды
«Солнышко,
солнышко,
покажись»
«Октябрьгрязник,
листопад»
«Дождик,
дождик,
подожди»
«Как рождается
дождь»
«Унылая пора»
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
1
0,5
1
0,5
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Раздел 2. Зима
«Декабрьстудень»
«Снег, снежок»
11
1
6,5
0,5
4,5
0,5
1
0,5
0,5
«Пернатые
синоптики»
«Экскурсия для
Деда Мороза»
«Цветные
льдинки»
«Январьпросинец»
«Дым столбом
мороз
за
окном»
«Снежная
шуба»
«Февраль-
1
0,5
0,5
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
1
1
1
1
1
Рассказ педагога,
игра
Рассказ педагога
«Ноябрь1.9 ворота
зимы,
полузимник»
«Ветер, ветер,
1.10
ветерок»
«Осенняя
1.11
пора»
«Осень»
1.12
2
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
1
Рассказ педагога
эксперимент
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Беседа,
эксперимент
Занятие - игра
Творческая
деятельность
Комбинированное
занятие
Рассказ педагога,
эксперимент
Комбинированное
занятие
Занятие - игра
1
0,5
1
1
Рассказ педагога,
эксперимент
Рассказ педагога
1
1
Рассказ педагога,
1
1
Рассказ педагога
1
0,5
0,5
0,5
Комбинированное
игра
бокогрей»
«Знать вчера не
даром
кошка
2.10
умывала
нос
…»
«Зима»
2.11
1
занятие
Рассказ педагога
1
1
Творческая
деятельность
1
Раздел
3.
Весна»
«Мартпротальник»
«Плывут в небе
облака»
«Природные
предсказатели
погоды»
«Погода
и
человек»
«Погода
и
человек»
«Апрельснегогон»
«Песок
и
глина»
13
7,5
1
1
Рассказ педагога
1
1
Рассказ педагога
1
0,5
0,5
Комбинированное
занятие
1
0,5
0,5
Рассказ педагога,
игра
Творческая
деятельность
Рассказ педагога
«Насекомые
3.8 предсказатели
погоды»
3.9 «Времена года»
3.10 «Май-травень»
«Свет и тень»
3.11
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.12
3.13
1
1.1
1
5,5
1
1
1
1
0,5
1
1
0,5
Рассказ педагога,
практическая
работа
Рассказ педагога
1
Занятие – игра
Рассказ педагога
Рассказ педагога,
занятие эксперимент
Комбинированное
занятие
Творческая
деятельность
1
1
1
1
0,5
0,5
«Солнечные
часы»
«Весна»
1
0,5
0,5
Итого
36
Раздел
1.
Приборы
–
помощники
Вводное
занятие
17
1
1
1
20
16
2 год обучения
7
10
1
экскурсия на
метеоплощадку
игра
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
2
2.1
Кто
такие
метеорологи
Какие приборы
помогают
изучать погоду
Как определяли
погоду
в
старину
Волшебница
вода
1
1
1
0,5
0,5
Комбинированное
занятие
1
0,5
0,5
Рассказ педагога,
игра
1
Гигрометр
1
Измеряем
осадки (дождь)
Что
такое
термометр
Как меняется
погода
1
Занятие экспериментирова
ние
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Рассказ педагога
Барометр - что
это
1
0,5
Природные
барометры
Что
такое
компас
Наблюдаем
погоду
Измеряем
осадки (снег)
Цветные
льдинки
Украшение для
елочки
Игра «Знатоки
погоды»
Раздел
2.
Наши
открытия
Свойства снега
1
1
1
0,5
1
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
Рассказ педагога
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
19
1
5
Занятие экспериментирова
ние
Комбинированное
занятие экспериментирова
ние
Рассказ педагога
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическая
работа
Практическая
работа
Занятие - игра
14
1
Занятие экспериментирова
ние
Игра
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
Превращения
Мороза
Ивановича
Где
прячется
погода
Свойства
воздуха
1
Чем измерить
скорость и силу
ветра
Чем измерить
скорость и силу
ветра
Наблюдаем
погоду
Эти волшебные
облака
Солнце
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Комбинированное
занятие
1
1
1
1
1
1
Капель
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Рассказ педагога,
игра
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Рассказ педагога,
наблюдение
Рассказ педагога
Рассказ педагога,
эксперимент
Рассказ педагога,
игра
1
1
Занятие экспериментирова
ние
Рассказ педагога
1
Занятие экспериментирова
ние
Рассказ педагога,
занятие - игра
1
1
0,5
0,5
Наблюдение за
таянием снега
Птицы
2.12
прилетели
Какое небо
2.13
1
1
1
Деревья весной
1
1
2.11
2.14
1
1
0,5
0,5
2.15 Свет
Свет и тень
2.16
1
1
1
0,5
0,5
Солнце, воздух
2.17 и вода – наши
лучшие друзья
Наблюдаем
2.18
погоду
Интеллектуаль
ная
игра
2.19
«Счастливый
случай»
Итого
1
0,5
0,5
1
1
1
1
36
12
24
Практическое
занятие
Занятие - игра
игра
Календарный учебный график на 1 учебный год
Раздел/
месяц
Раздел 1.
Осень
Раздел 2.
Зима
Раздел 3.
Весна
Промежуточ
ная
аттестация
Всего
IX
X
3
4
XI XII
4
I
II
3
4
III
IV
V
5
4
4
1
4
Времена года
3
4
4
5
3
4
5
4
4
Календарный учебный график на 2 учебный год
Раздел/
месяц
Раздел 1.
Приборы помощники
Раздел 2.
Наши
открытия
Итоговая
аттестация
Всего
IX
X
3
4
XI XII
4
5
I
4
4
5
III
IV
V
4
4
5
4
5
Интеллектуальная
игра «Счастливый
случай»
4
1
2
3
II
3
4
4
Оценочные материалы
1. Виды контроля входящие в комплект контрольно-измерительных
материалов
1 год обучения
Текущий контроль – игра «Экскурсия для Деда Мороза».
Промежуточная аттестация – игра «Времена года».
2 год обучения
Текущий контроль – игра «Знатоки погоды»
Итоговая аттестация – интеллектуальная игра «Счастливый случай».
Каждый вид контроля оценивается по зачетной системе,
соответственно указанным критериям в приложении №1.
Уровни освоения программы.
Недостаточный уровень (Н):
обучающийся овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных
программой;
избегает употреблять специальные термины;
овладел менее чем 1/2 умений и навыков, предусмотренных
программой.
Средний обязательный уровень (СО):
объем усвоенных обучающимся знаний составляет более 1/2 объема
знаний, предусмотренных программой;
обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой.
овладел более чем 1/2 умений и навыков, предусмотренных
программой;
Средний продвинутый уровень (СП):
обучающийся
освоил
практически
весь
объем
знаний,
предусмотренный программой;
специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии
с их содержанием;
обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период;
является участником и победителем в конкурсах/соревнованиях на
уровнях ОО, района, области.
Высокий творческий уровень (ВТ):
обучающийся
освоил
практически
весь
объем
знаний,
предусмотренный программой;
специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии
с их содержанием;
обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период;
является участником и победителем в конкурсах/соревнованиях на
Российском, международном уровнях;
проявляет высокую творческую активность в объединении, в
мероприятиях МБУ ДО ЦДО УКМО.
Уровни
усвоения
дополнительных
общеразвивающих
программ
определяются по итогам аттестации обучающихся и оформляются в бланке
Протокола.
По результатам обучения программы, обучающемуся вручается документ о
дополнительном образовании – сертификат.
Методические материалы
Наглядно-демонстрационный материал – приборы (барометр,
термометр, гигрометр, компас, осадкомер), картины (времена года, календари
природы).
Раздаточный материал – салфетки, карандаши, бумага, краски,
кисточки и т.д.
Дидактические материалы – игры.
Методы обучения:
словесный – с помощью которых педагог доступно объясняет тему
занятий и последовательность деятельности на занятии; беседы
(применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и
систематизации);
наглядный – с использованием наглядных пособий; иллюстраций, план
– схемы;
практический – показ алгоритма технических и тактических действий и
приемов, упражнений;
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично-поисковый;
игровой;
исследовательский и т.д.
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих
принципов:
систематичности и последовательности;
гуманистичности – воспитание культуры потребления;
интеграции;
регионализма
–
предоставляемая
информация
имеет
региональную направленность
доступности – характер и объем заданий соответствует уровню
развития и подготовленности детей;
наглядности – постоянное использование в упражнениях
наглядного демонстрационного материала;
равноправного партнерства взрослого и ребенка;
практичности
–
комплекс
различных
приемов:
игровой,
соревновательный.
Формы обучения и виды занятий (по учебно-тематическому
плану), например:
беседа,
игра;
рассказ педагога
практическое занятие;
творческая работа;
экскурсия;
экспериментирование;
наблюдение.
Педагогические технологии: технология игровой деятельности,
технология сотрудничества, здоровьесохраняющая технология.
Алгоритм учебного занятия:
орг. момент,
повторение пройденного материала,
новый материал,
закрепление.
Иные компоненты
Условия реализации программы.
игровая комната на базе МДОУ ЦРР детский сад № 24;
оборудование: приборы – помощники (компас,
термометр, гигрометр, осадкомер);
метеоплощадка на базе МДОУ ЦРР детский сад № 24.
барометр,
Список литературы
Нормативно- правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». – [Электронный ресурс] /
http://base.garant.ru/70291362; изменения в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части
определения содержания воспитания в образовательном процессе
с 1.09.2020;
2. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках
Национального проекта «Образование». Утвержден президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
конкурентоспособности
профессионального
образования,
Министерства просвещения РФ 10.11.2018 г.
3. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
4. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года;
5. Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования» на 2018-2025 годы»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам». – [Электронный ресурс] /
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1231767.
7. Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 г. №
61573);
8. Письмо Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодёжи от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О
направлении информации. Методические рекомендации
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)». – [Электронный ресурс]
/http://docs.cntd.ru / document/420331948.
9. Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ / Л.Н. Буйлова //
Молодой ученый. – 2015. – №15. – С. 567-572.
10. Гончарова Е.В. Дополнительное образование детей в схемах,
таблицах и определениях / Гончарова Е.В, Телегина И.С. //
Нижневартовск: Издательство НВГУ. – 2013. – 139с.
11. Методические рекомендации по разработке и оформлению
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
[Электронный ресурс] – http://dopedu.ru/metodopit.html .
12. Устав, лицензия, локальные акты МБУ ДО ЦДО УКМО.
Литература для педагога
1. Малютина Д.В., Ковалева И.А. Метеостанция в дошкольной
организации (из опыта работы)//Вопросы дошкольной педагогики. –
2018. - № 7. – с. 12
2. Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в
детском саду/О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Волгоград:
Учитель, 2009. – 232 с.
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей:
Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных
заведений/С.Н. Николаева. – М.: «Академия», 2002.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА
– СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Изд. Дом
«Карапуз», 2001. -432 с.
6. Степановских А.С. Экология: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИДАНА, 2001. - 703 с.
7. Ясаманов Н.А. Занимательная климатология. – М.: «Знание»,1989 – 192
с.
Литература для обучающихся и их родителей
1. Добрые сказки и стихи/В. Маяковский, В. Осеева, А. Барто и др.:
Худож. В. Кастальский, В. Коркин, И. Панков. – М.:РОСМЭН, 2014. –
128 с.
2. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн.для
воспитателя дет.сада/Сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л.Б. Береговая;
Под ред. В.И.Логиновой. – М.: Просвещение, 1990 – 420 с.
3. Энциклопедия «Что есть что?» ПОГОДА
Электронные ресурсы:
1. informznaika.ru Рабочая программа «Юный метеоролог» Крюкова Н.А.
ГККП «Ясли-сад № 3 г. Павлодар»
2. nsportal.ru rabochaya_programma_meteoploshchadki Краснощекова Е.И.
Рабочая программа образовательного центра «Метеоплощадка» (для
детей дошкольного возраста) МБДОУ «Центр развития ребенка
«Детский сад № 7» г. Калач, 2019
Приложение №1
Комплект контрольно-измерительных материалов
Текущий контроль 1 год обучения
Игра
Цель: выявить знания обучающихся за полугодие.
Игра «Экскурсия для Деда Мороза»
Дед Мороз приходит к нам только зимой. Он знает это время года, а вот что
бывает кроме зимы, он не знает. Нужно помочь Деду Морозу и ответить на
его вопросы:
Какие еще времена года вы знаете?
А какие у них отличия?
Что бывает осенью?
Какие произведения вы знаете про осень, а про зиму?
Критерии оценивания:
Зачет: все дети, участвующие в игре получают зачет.
Промежуточная аттестация
Игра
Цель: выявить знания обучающихся по программе за год
Игра «Времена года»
Цель: выявить характер представлений о временах года, их характерных
признаках.
Материал: цветной круг со стрелочкой, карточки с признаками,
характерными для времен года.
- Какие времена года вы знаете? Каким цветом вы бы раскрасили каждое
время года?
1 игра
Раздать детям карточки. Педагог крутит стрелку на цветном круге. Нужно
поднять карточки, с признаками времени года, указанного стрелкой.
2 игра
Отгадай загадку (по временам года).
Физкультминутка «Времена года»
3 игра
Разместить несколько не соответствующих картинок в разных секторах и
предложить детям разложить правильно.
4 игра
На карточках изображены приметы месяца нужно назвать месяц и время
года, к которому он относится.
Критерии оценивания:
Зачет: все дети, участвующие в игре получают зачет.
Текущий контроль 2 год обучения
Игра – соревнование
Цель: выявить знания обучающихся за полугодие.
Игра – соревнование «Знатоки погоды»
Цель: выявить характер представлений ребенка об объектах неживой
природы, умений наблюдать за погодой, пользоваться метеоприборами.
Игра проводится по командам (две команды).
Дети помогают персонажу ответить на сложные для него вопросы:
Что такое погода? Какая она бывает?
Кто предсказывает погоду?
Как узнать температуру воды?
Какие приборы нам могут помочь предсказать погоду?
Как раньше люди предсказывали погоду?
Какие бывают осадки?
Критерии оценивания:
Зачет: все дети, участвующие в игре получают зачет.
Итоговая аттестация
Интеллектуальная игра
Цель: выявить знания обучающихся по программе.
Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
Цель: выявить характер представлений детей об объектах живой и неживой
природы и их взаимозависимости.
Игра проводится по командам (две команды).
1-й раунд «Объяснялки»
«Дерево – это… Кустарник – это… Птица – это… Насекомое – это… Радуга
– это… Иней – это… Роса – это… Град – это… Сосулька – это… Капель –
это… Барометр – это… Термометр – это… Метеоролог – это…Эколог –
это…»
2-й раунд «Догонялки»
Назовите известные вам деревья, растущие в городе, кустарники, растущие в
Иркутской области, растения, занесенные в Красную книгу, растения –
синоптики. Как птицы предсказывают погоду, а насекомые? Какие народные
приметы вы знаете?
3-й раунд «Дуэль»
Каждый участник команды задает любой вопрос о природе своему
сопернику, сидящему напротив.
4-й раунд «Заморочки из бочки»
Педагог достает из бочонка карточки с изображением приборов –
помощников для определения погоды.
- Скажите, кто оставил в нашем бочонке эти вещи и зачем они ему?
Критерии оценивания:
Зачет: все дети, участвующие в игре получают зачет.