Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр дополнительного образования
Усть-Кутского муниципального образования
Рекомендована
методическим советом
МБУ ДО ЦДО УКМО
протокол № _________
«___» _____ 2021 года
Утверждена
приказом по МБУ ДО ЦДО УКМО
«___»__________ 2021 года
Дополнительная общеразвивающая программа
«Чудо шашки»
для обучающихся: 5-7 лет
срок реализации: 1 год
Бабкина Диана Борисовна,
педагог дополнительного
образования
г. Усть - Кут
2021г.
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Чудо шашки»
разработана с учетом:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.1012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»; изменения в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения
содержания воспитания в образовательном процессе с 1.09.2020;
- Концепции развития дополнительного образования до 2030 года;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального
проекта «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и конкурентоспособности профессионального
образования, Министерства просвещения РФ 10.11.2018 г.
- Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрирован 18.12.2020 г. № 61573);
- Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей
и молодежи от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации.
- Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
- Методических рекомендаций по проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ от 11 сентября 2018 года;
- Устава МБУ ДО ЦДО УКМО от 1.12.2016 года;
- Лицензии от 13 марта 2017 года МБУ ДО ЦДО УКМО на образовательную
деятельность;
- Программы развития МБУ ДО ЦДО УКМО на 2016-2021гг.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Чудо
шашки»
познавательной направленности, уровень сложности - вводный.
Актуальность программы
Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в
образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра
пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Игра в
шашки – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта
ребенка в игровой форме. Процесс обучения азам игр в шашки способствует
развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию
логического мышления, суждений, умозаключений. Учит ребёнка запоминать,
обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение
вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости,
дальновидности, смелости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а
также формирует волю к победе в напряжённой борьбе. В игре происходит
сплочение детского коллектива.
Отличительные особенности программы
Адресат программы. Программа направлена на дошкольников 5-7 лет.
Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия,
мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных
для данной возрастной группы.
Срок освоения программы: 1 год, 36 недель, 9 месяцев.
Форма обучения – очная
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.
Цель и задачи программы: Раскрытие умственного, нравственного,
эстетического, волевого потенциала личности воспитанников в процессе
обучения игре в шашки.
Задачи:
Обучающие:
обучение основам шашечной игры;
обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным
занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
воспитание
настойчивости,
целеустремленности,
находчивости,
внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
развитие стремления детей к самостоятельности;
развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения
производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое
мышление;
научить оценивать свои и чужие поступки.
Эстетические:
играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и
шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное
обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение,
заставляет восхищаться удивительной игрой.
Комплекс основных характеристик программы
Объём программы: 1 год обучения, 36 часов.
Содержание программы
№
Темы
Содержание разделов программы
1.
Шахматная доска и
фигуры – 2 ч.
2.
Правила поведения
при игре в шашки -1ч
3.
Ходы и взятие фигур4 ч.
4.
Цель и результат
шашечной партии -5ч.
5.
Общие принципы
разыгрывания партии
-6 ч.
Понятие о шашечном
турнире -1ч.
Игровая практика -1ч.
Место шашек в мировой культуре. Роль
шашек в воспитании и развитии личности.
Особенности психологической подготовки
ребенка. Шахматная доска, поля, линии, их
обозначение, легенда о возникновении
шашек.
Основа успешной партии – правильное
поведение во время игры. Основные
правила.
Упражнения на выполнение ходов
пешками. Дидактические игры по
маршруту, ограничение подвижности
фигур. Тренировочные упражнения по
закреплению знаний о шахматной доске.
Способы защиты. Открытые и двойные
ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш,
ничья. Упражнения на выигрыш в
различное количество ходов.
Анализ учебных партий, игровая практика.
6.
7.
Шашечные турниры, цель, правила
проведения
Применение
Анализ игровой
практики -1 ч.
9. Особенности
Упражнения на выполнение ходов
хода дамки -2ч.
«дамкой». Тренировочные упражнения.
10. Дамка против простых Умение использовать дамку против
8.
шашек – 2ч.
11. Тактические приемы и
особенности их
применения
Решение тестовых
позиций -4 ч.
12. Понятие о
комбинации -3ч.
13. Игровая практика -2ч
14. Игра «уголки» -2 ч
простых шашек.
Слабость крайней горизонтали, двойной
удар, открытое нападение. Завлечение,
отвлечение, разрушение пешечного
перекрытия, освобождение пространства,
уничтожение защиты.
Тактические удары, применение в игровой
практике
Понятие о комбинации. Решение тестовых
позиций, содержащих тактические удары.
Анализ игровых партий
Знакомство, отличия от игры в шашки,
правила игры.
36ч.
Планируемые результаты обучения
По окончании обучения дети должны знать:
шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить
и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной
доске.
правила игры – выявляется путем опроса и игры с учителем.
стадии игры - выявляется путем опроса и игры с учителем.
Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция –
выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной
доске.
К концу учебного года ребенок должен уметь:
ориентироваться на шашечной доске,
правильно помещать доску между партнерами,
правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль,
горизонталь,
применять на практике правила игры,
следить за ходами противника, поправлять,
решать простейшие комбинации,
расставлять позиции с заданными условиями,
рассчитывать соотношение сил.
Метапредметные результаты:
Логическое мышление, смекалки, наблюдательность, внимание:
ориентироваться на шашечной доске, играть каждой фигурой в отдельности
и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;
Решать простые шашечные задачи
Личностные результаты:
Развивать активность и устойчивый интерес к деятельности, повышение
интереса к игре.
Развивать умения работать группой, формировать культуру общения и
поведения в коллективе.
Учебно-тематический план
Темы
№
Кол-во
часов
Формы организации
2.
Шахматная доска и фигуры
2
3.
Правила поведения при игре в
шашки
1
4.
Ходы и взятие фигур
Повторение. Закрепление
Цель и результат шашечной
партии
Общие принципы разыгрывания
партии
4
Беседа с объяснением
материала и показом
позиций на доске
Беседа с объяснением
материала и показом
позиций на доске
Тренироврчная игра
5
Тренироврчная игра
6
7.
Понятие о шашечном турнире
1
Беседа с объяснением
материала и показом
позиций на доске
Тренироврчная игра
Турнир
8.
Игровая практика
1
Игра
9.
Анализ игровой практики
1
Игра
10. Особенности хода дамки
2
Тренироврчная игра
11. Дамка против простых шашек
2
Тренироврчная игра
11. Тактические приемы и
особенности их применения
Решение тестовых позиций
12. Понятие о комбинации
4
Тренироврчная игра
Игра
3
Тренироврчная игра
Игра
Игра
Игра
5.
6.
13. Игровая практика
14. Игра «уголки»
2
2
36ч.
Оценочные материалы
Формы и виды контроля
С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется
уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к
восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются
выявленные пробелы.
Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические
задания:
опросы,
решения
шашечных
комбинаций,
игра
с
учителем,соревнования по шашкам среди воспитанников, беседы.
Итоговый контроль выявляет, насколько обучающиеся усвоили учебную
программу, при их участии в шашечном турнире, игре с учителем, и решении
комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных
в течение года.
Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки (Давыдова
Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего
воспитателя. № 8 август 2011)
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки
предусматривает наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а
также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Диагностическая
карта
сформированности
умения
старших
дошкольников играть в шашки.
Ф.И.
ребенка
Расставляет Начало
шашки на игры
поле
Ход
шашек
Бой
шашек
соперник
Решение
диаграмм
Дамка
Доводит
игру до
конца
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов
для дальнейшей игры.
2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми
шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает
ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность
бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным
условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной
шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со
сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен
попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на
соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как
низкий уровень развития игровой мотивации.
Уровни освоения программы:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с
заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется
несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки
педагога.
Методическое обеспечение программы
Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием
разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок,
задач, соревнования, работа над ошибками.
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих
принципов:
- систематичности и последовательности;
- доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития
и подготовленности детей;
- наглядности – постоянное использование в упражнениях наглядного
демонстрационного материала;
- равноправного партнерства взрослого и ребенка;
-практичности
–
комплекс
различных
приемов:
игровой,
соревновательный.
Педагогические технологии: технология игровой деятельности,
технология сотрудничества, проектная технология.
План изучения отдельных тем:
- объяснение педагогом задачи данной темы;
- объяснение материала;
- проведение собеседования с целью проверки усвоения материала;
- проведение практических занятий на данную тему.
Учебный материал данной программы рассчитан на один год. Занятия
проводятся еженедельно в течение девяти месяцев.
За год обучения перед воспитанниками ставится задача овладеть
теоретическими знаниями, освоить практику игры.
Перечень дидактических материалов
- набор концовок и этюдов для решения позиций;
-карточки, опорные схемы;
- непосредственно шашки;
- настенная магнитная шашечная доска
Условия реализации программы.
- игровая комната на базе МДОУ № 24
- оборудование: столы, шашки, магнитная шашечная доска
Информационные ресурсы:
- шашечные книги в разделах сайта “Скачать” и “Шашечные книги”.
-интерактивные шашечные тесты.
Список литературы
1. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп.
– Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
2. Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
3. Пичугина И.О., Дошкольная педагогика: Конспект лекций. –Ростов
н/Д: «Феникс», 2004, 84 с.
4. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс,
2007. – 160 с.
5. Тимофеев А.А.Общие подходы к концепции «Шашки как учебный
предмет», - 2006г.
6. Примерные
программы
внеурочной
деятельности.
Москва
«Просвещение», 2011г.
7. Пожарский В.А. Шахматный учебник. – М., 1996.
8. Игра дошкольника / Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В., М.:Просвещение, 1989.
9. Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды,
2005.
10. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.:
Ленинздат, 1969. – 128 с.
11. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88
с.
12. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
13. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера,
1992. – 250 с.
14. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. –
320 с.
15. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура
и спорт, 1982.
16. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск:
Полымя, 1985. – 256 с.
17. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. –
348 с.
18. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и
спорт, 1951. – 187 с.
19. Internet ресурсы, сайты.