Конспект открытого занятия по теме: Общеразвивающие упражнения со спортивным инвентарем: (мяч, гимнастическая палка).
16.11.2023
Дополнительная
общеразвивающая программа: Школа мяча
Учебная
группа:1 группа 1 год обучения возраст 5-6
лет
Тема:
Общеразвивающие упражнения со спортивным инвентарем
Тип занятия:Закрепление пройденного материала
Цель: расширение двигательной активности детей дошкольного возраста
за счет систематических занятий
физическими упражнениями, приобщения к доступной спортивной деятельности,
развития собственной активности и творчества, формирования здорового образа
жизни.
Задачи:
Образовательные:
- разучить
выполнение физических упражнений, направленных на формирование опорно-двигательного
аппарата.
- содействовать развитию всех групп мышц.
Воспитательные:
- воспитывать
сознательное отношение к своему здоровью и прививать навыки к самостоятельным
занятиям физической культурой.
Развивающие:
- повышать
функциональные возможности организма,
Образовательная
технология: здоровьесберегающая
Средства обучения:музыкальный центр, спортивное оборудование
Структура занятия
Этапы занятия |
Время |
Организационный
момент |
2
минуты |
Актуализация
знаний |
1 минута |
Психологический
настрой |
1 минута |
Подготовительный этап |
8 минут |
Основной этап |
10 минут |
Подвижная игра
|
5 минут |
Релаксация |
2 минуты |
Подведение
итогов. Рефлексия |
1 минута |
Итого: |
30 минут |
Методы работы:
По способам передачи информации:
-
словесный (объяснение, беседа);
-
наглядный(практический показ).
По способам
мыслительной деятельности:
-
репродуктивный(восприятие «готовых», сообщенных обучающимися
знаний и способов деятельности; организация деятельности
обучающихся по готовому алгоритму);
По логике
построения учебного материла:
-
индуктивный
(от частного к общему)
По способам
управления занятия:
-
работа
под руководством педагога.
Сценарный ход
занятия:
1.Организационный
момент. Психологический настрой на занятие.
Построение,
приветствие, проверка наличия спортивной формы у обучающихся.
Педагог: Здравствуйте,
ребята! Рада приветствовать вас на занятии, посмотрите какое яркое на улице
солнышко, оно вам улыбается, и настроение становится просто отличное. Сегодня я
подготовила для вас волшебную корзинку.
Солнышко, спрятало много разных мячиков и просит меня узнать какое у вас
сегодня настроение?
(Педагог предлагает детям малые
мячи красного, зеленого, синего цвета)
·
Красный мячик - настроение отличное,
·
Зелёный мячик - не очень хорошее настроение,
·
Синий мячик- нет настроения.
(Обучающиеся
выбирают мячи согласно своему настроению)
Педагог
- Ребята, я вижу, не у всех настроение отличное, но давайте
начнем наше занятие так, чтобы в конце у всех ребят настроение было прекрасное.
Тема, цель,
задачи занятия не проговариваются обучающимся в связи с особенностями развития.
Педагог:Ребята, давайте
вспомним основные правила техники безопасности на наших занятиях.
Ответ
обучающихся:
проговаривают основные правила техники безопасности
2.Актуализация
знаний
Педагог:ребята давайте
вспомним, что мы с вами проходили на прошлом занятии?
Ответ
обучающихся:Ходьба
на носочках,бег
Педагог:с чего мы
традиционно начинаем каждое занятие?
Ответ
обучающихся:
с разминки.
Педагог проводит разминку по общей
физической подготовке (ОФП) приемлемую для обучающихся в соответствии с
возрастом обучающихся.Обучающиеся выполняют упражнения по ОФП.
3. Подготовительный:
Разминка:
-
ходьба на носках и
пятках с различными движениями рук;
-
руки в
стороны, вверх, вперед;
-
сжимание и разжимание кистей - вращение в
плечах - руки к плечам
-
ходьба на носках и
пятках приставными шагами; руки в сторону, назад, за голову
- ходьба с высоким подниманием колена
- ходьба на четвереньках(гусиный шаг),
- обычная ходьба по сигналу «Стоп», руки за голову
и прогнуться 3-4 раза.
-
быстрая ходьба: широкий шаг.
Перекат с пятки на носок, нога прямая (в колене не сгибать)
-
обучение дробному
дыханию: четыре вдоха - один выдох
-
бег равномерный (можно с
ходьбой) в сочетании с дыхательными упражнениями.
-
медленный бег: руки
согнуты в локтях, кисти расслаблены.
-
бег трусцой: руки
согнуты и расслаблены, малые беговые шаги: тело максимально расслаблено.
Восстановление
дыхания:
- на 3 шага - вдох, на
3 шага - выдох;
- на 4 шага - вдох, на
4 шага - выдох;
- на 2 шага - вдох, на
2 шага – выдох
Педагог:Ребята, вы немного разогрели свое тело, теперь мы с вами будем учиться выполнять упражненияпри помощи мяча и гимнастической
палки, которые помогут вам укрепить мышцы тела и ….
3.
Основной этап.
Упражнение 1
На
укрепление шейного отдела позвоночника: (Дозировка 6-8 раз)
И.П.- стоя, ноги на ширине плеч, мяч
внизу.
1-мяч вверх
2-мяч за голову
3-мяч вверх
4-И.П.
Упражнение 2
На
укрепление плечевого пояса «Бабочка»: (Дозировка 6-8 раз)
И.П. - ноги на ширине плеч, руки на
поясе.
Выполняем круговые движения плечами
вперед, затем назад.
Упражнение 3
На
укрепление позвоночника:(Дозировка 6-8 раз)
«Березка»:
И.П. - ноги на ширине плеч,
руки – вверх;
выполнить наклон влево,
И.П.- наклон – вправо
«Ёжик»:
И.П. – Сед на полу: ноги согнуты в
коленях, пятки прижаты к ягодицам;
охватить колени руками, подбородок
прижать к груди; перекат на спину.
Упражнение 4
«Наклоны
вперед»(Дозировка 6-8 раз)
И.П- стоя, ноги на ширине плеч, мяч
перед грудью.
1-наклон вперед, положить мяч на пол
2-вывпрямиться, развести руки в
стороны
3-наклон вперед, взять мяч
4-И.П.
Упражнение 5
На
укрепление мышц спины:(Дозировка 6-8 раз)
И.П.- сидя, ноги в стороны, мяч справа.
1-перенести мяч влево, коснуться пола
2-вернуться в И.П.
Упражнение выполнять с увеличением
темпа.
Упражнение 6
Упражнения
на равновесие:(Дозировка 6-8 раз)
«Цапля»:
И.П. — основная стойка:
руки на пояс,
опорная нога прямая в коленном
суставе,
другая нога согнута к опорной ноге,
зафиксировать и вернуться в И.П.,
«Ласточка»:
И.П. - основная стойка:
туловище наклонить вперед,
руки встороны,
опорная нога прямая в коленном
суставе,
другая нога отведена назад до
отказа.
Поднять подбородок вперед с наклоном
головы назад, зафиксировать, принять И.П.
Общеразвивающие
упражнения с предметами (гимнастическая палка)(Дозировка 6-8 раз)
И. П.— стойка, ноги вместе, палка
внизу.
палку вверх, правую ногу назад за носок.
И.П.
Тоже левой. И.П.
И. П.— ноги слегка расставлены, ступни
параллельны, палка вверх.
Наклон туловища вправо. И.П. Тоже
влево. И.П.
И. П.— стойка ноги врозь, палка
вперед.
Поворот туловища вправо. И.П. Тоже
влево. И.П.
И. П.— ноги слегка расставлены,
ступни параллельны, палка внизу.
Глубокий присед, палку вперед. И.П.
И. П.— стойка ноги врозь, палка
внизу.
Руки вверх- вдох. И.П. - выдох
Педагог: Ребята, сейчас вы будете работать самостоятельно и выполнять
разные задания с мячиками.
Обобщение
и систематизация знаний:
Педагог делит обучающихся на 2 группы по разному уровню
физической подготовленности.
·
группа 1 (с высоким уровнем
физической подготовки)
Ходьба в колоне в разном темпе с мячом в руках,
перекладывая мяч из одной руки в другую, в так ходьбы, ходьба по канату с
подбрасыванием мяча. Ползание на четвереньках, толкая мяч головой. Прыжки с
мячом между коленей.
·
группа 2 (с низким уровнем
физической подготовки)
Оббежать мяч пока он катиться по мере его движения.
Ведение мяча ногой, толкнуть мяч правой ногой, догнать его, затем левой ногой и
снова догнать его.
Педагог:
Ребята, вы хорошо поработали, и сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Подвижная игра «Мяч снежной королевы»
Цель: развитие равновесия и быстроты реакции.
Содержание.
Дети встают в круг на
расстоянии 2 шагов друг от друга. Один игрок бросает мяч другому. Если тот его
не поймал, то должен замереть в той позе, в которой пытался поймать мяч. Если
поймал, то нужно сразу бросить следующему игроку. Игра длится до тех пор, пока
все игроки не «заморозятся». Оставшийся игрок должен отогреть ледяные фигуры.
Он встаёт в центр круга и бросает мяч поочерёдно каждому игроку. Если мяч
пойман, фигура оттаивает и бросает мяч следующему игроку. Если ему тоже удаётся
поймать мяч, то и он оттаивает и может снова участвовать в игре. Если нет, то
игрок продолжает стоять в застывшей позе, а игру продолжает тот, кто бросил мяч
последним.
4. Заключительная часть
(6 мин.)
Педагог: Ребята, вот мы с вами
позанимались, и поиграли, теперь предлагаю вам немного отдохнуть.
Под спокойную музыку Римский-Корсаков Н.
«Море»https://power.gybka.com/artist/18265157-Detskij_Relaks/)
Обучающиеся укладываются на
коврики и приступают к релаксационному
этапу.
И.П.. - лежа на спине,
руки вдоль туловища
Педагог: Закройте глаза крепко сожмите в кулак
левую руку и задержите дыхание. Почувствуйте напряжение левой руки, затем
выдохните и расслабьте руки. Пусть пальцы руки расслабятся полностью.
Почувствуйте разницу между напряжением и расслаблением.Отдохните, расслабьтесь.
Заметьте чувства тяжести и тепла, которые следуют за расслаблением,
почувствуйте, как приятно тяжелеют руки, когда вы расслабляетесь.Теперь расслабляем мышцы шеи. Приподнимите плечи вверх.Расслабьтесь,
опустите плечи.Напрягите мышцы передней части ног. Слегка приподнимите пятки вверх и расслабьтесь. Пусть
расслабление распространяется по всей нижней части вашего тела. Заметьте, какую
тяжесть вы чувствуете в ногах, когда они расслаблены. Сделайте несколько
глубоких вдохов. Перед тем как вы откроете глаза, разбудите тело. Напрягите
ноги и потянитесь так как вы это делаете, просыпаясь утром. Слегка вращайте
головой. Когда почувствуете, что ваше тело проснулось полностью, еще раз
вдохните и откройте глаза.
Подведение итогов (1 мин.). Рефлексия
В конце релаксационного этапа всем обучающимсязадается
вопрос:
Педагог: Ребята, чувствуете ли боль в
руках, ногах, либо в других частях тела?
Ответ
обучающихся группы с высоким уровнем
физической подготовленности:
Ответ
обучающихся группы с низким уровнем физической подготовленности:
Рефлексия «Все в твоих руках».
Педагог: Ребята,
я снова предлагаю взять нашу волшебную корзинку, посмотрите, там появились
мячики другого цвета .Вам нужно выбрать мячик понравилось или нет занятие..
Синий мяч – сегодня мне
было интересно…
Зеленый мяч– мне было трудно, но интересно
Желтый мяч –мне сегодня ни чего не понравилось.
Анализ открытого
занятия
Дата проведения:
Тема занятия: «Общеразвивающие
упражнения со спортивным инвентарем: мяч, гимнастическая палка.»
На занятии присутствовали 20 обучающихся, в возрасте 6-7
лет, занимающиеся по дополнительной общеразвивающей программе «Школа мяча» срок
реализации 1 год.Условия для проведения занятия соответствуют СанПин для учреждений
дополнительного образования.
Соблюдается
структура занятия,включающая следующие этапы:
1.
Организационный момент |
2.
Актуализация знаний |
3.
Психологический настрой |
4. Подготовительный этап |
5. Основной этап |
6.
Подвижная игра |
7.
Релаксация |
8.
Подведение итогов. Рефлексия |
Все этапы
взаимосвязаны,соответствуют заданной теме и целям образовательной
деятельности.Наблюдается системность в работе педагога.Каждому этапу уделено
необходимое количество времени.
Актуальность:
В современных
условиях развития общества, проблема
здоровья детей является приоритетной, так как достичь высокого уровня
интеллектуально-познавательного развития может только здоровый
ребенок,комплексы упражнений,направлены на укрепление опорно-двигательного
аппарата и содействующие оздоровлению различных функций и систем организма.
Новизна
в реализации инновационных здоровьесберегающих технологиях
физультурно-оздоровительной деятельности.
На
организационном этапе был выполнен психологический настрой на занятие. Методы, использованные педагогом, помогают
осуществить индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей занимающихся.
Использование
вышеуказанного комплекса методов и методических приемов представляет инструмент
педагогических воздействий на ребенка данной категории и является частью
педагогической технологии .
В связи с этим,
занятие было эмоционально насыщенным,
разнообразным, мобилизующим адаптационные резервы организма и личностные
качества обучающихся.
Активная учебная
деятельность обучающихся на занятии обеспечивается за счет разнообразия
заданий: на протяжении всего занятия меняютсяупражнения,осуществляется смена
деятельности,присутствует подвижная игра,этап релаксации.
Педагог в системе использует технологию здоровьесбережения
направленную на построение индивидуальной
учебной траектории для обучающегося с учетом его текущих знаний, способностей,
мотивации и других характеристик.
Метод
стимулирования двигательной активности. Необходимо как можно чаще поощрять
детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от
комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в
своих силах. По возможности создавать условия успеха.
Список использованной литературы:
1.Агаджанова,
С. Н. Физическое развитие детей / С.Н. Агаджанова. - М.: Детство-Пресс, 2012.
- 444 c.
2. Алябьева, Е. А. Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя
зарядка для детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2015. - 144 c.
3. Анисимова, Т. Г. Физическое воспитание детей 2-7 лет:
развернутое перспективное планирование по программе под ред. М. А. Васильевой,
В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой / Т.Г. Анисимова. - Москва: ИЛ, 2016.
- 610 c.
4. Бережнова, О. В. Парциальная программа физического развития
детей 3-7 лен "Малыши-крепыши" / О.В. Бережнова, В.В. Бойко. - М.:
Цветной мир, 2016. - 136 c.
5. Болсунова, Е. Б. Сказочная гимнастика с элементами йоги. 3-4
года. Учебно-методический комплект / Е.Б. Болсунова. - М.: ВАКО, 2016.
- 977 c.
6. Борисова, Вера Валерьевна; Шестакова Татьяна Алексеевна
Оздоровительный Фитнес В Системе Физического Воспитания Дошкольников И Младших
Щкольников / Алексеевна Борисова Вера Валерьевна; Шестакова Татьяна. -
Москва: Машиностроение, 2011. - 251 c.
7. Инструктор по физкультуре в ДОУ 2015 № 07 (ноябрь). - М.:
Сфера, 2015. - 660 c.
8. Инструктор по физкультуре в детском дошкольном учреждении,
№4, 2016 (май). - М.: Сфера, 2015. - 128 c.
9. Инструктор по физкультуре, №1, 2016. - М.: Сфера, 2016. - 128
c.
10. Инструктор по физкультуре, №5, 2012. - М.: Сфера, 2012. -
128 c.