Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка детский сад № 24
Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области
666788, Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Речников д. 50,
тел. 8(39565) 5-74-94, d.topolyok@ya.ru, сайт http://topolyok24.ru/
Программа утверждена
Заведующая МДОУ ЦРР д/с №24 УКМО
__________ О.Н. Неизвестных
Приказ № от «___» _______ 20__г
Рассмотрена на
Общем собрании трудового коллектива
Протокол № __ от «___» _______ 20__г.
Согласовано
Начальник УО УКМО
_____________О.Н. Зуева
«___ » ________ 20__ г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра
развития ребёнка детского сада №24
Усть-Кутского муниципального образования
на 2019-2022 гг.
г. Усть-Кут, 2019 г
1
Содержание
1. Паспорт Программы развития на 2019– 2022г.
3
2. Пояснительная записка
6
3. Информационная справка
7
4. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы
18
5. Концептуальная часть Программы
21
6. План действий по реализации Программы
24
7. Прогнозируемый результат
29
8. Финансовое обеспечение Программы
29
2
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Наименование
программы
Нормативно—
правовые основания
для разработки
Программы
Программа развития Муниципального
дошкольного образовательного учреждения
Центра развития ребёнка детского сада №24 УстьКутского муниципального образования на 20192022 гг.
Федеральный Закон Российской Федерации
от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N
1155
"Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта
дошкольного образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России
14.11.2013 N 30384)
Письмо>Минобрнауки России от 28.02.2014 N
08-249
"Комментарии к ФГОС дошкольного
образования"
Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах
ребёнка;
Распоряжение Правительства РФ от
15.05.2013г. № 792-р «Об утверждении
государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы;
Стратегия экономического и социального
развития РК на период до 2020 г. (от 26.01.2009
№ 22 от 22.12.2009 № 390);
Постановление Правительства РФ от 10.07.2013
года № 582 «Об утверждении Правил
размещения на официальном сайте
образовательной организации в
информационно-теле- коммуникабельной сети
«Интернет» и обновления информации об
образовательной организации»;
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014
«Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного
образования»;
3
Основной
разработчик
Программы
Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных
организаций 2.4.1.3049-13 от 29 мая 2013
Указ Президента РФ от 07.05.2012 года № 597
«О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки».
Приказ Министерства труда и социальной
политики РФ от 18.10.2013 года № 544н «Об
утверждении Профессионального стандарта»;
Устав МДОУ МДОУ ЦРР д/с №24 УКМО
Основная образовательная программа и
адаптированная основная образовательная
программа МДОУ ЦРР д/с №24 УКМО
Приказ министерства образования и науки РФ
от 9 ноября 2015 г. N 1309 « Об утверждении
порядка обеспечения условий доступности для
инвалидов объектов и предоставляемых услуг в
сфере образования, а также оказания им при
этом необходимой помощи»
Рабочая группа по разработке программы развития
МДОУ ЦРР д/с №24 УКМО
Статус Программы Локальный документ, обеспечивающий работу
учреждения в режиме развития. Стратегический
план, направленный на реализацию поставленной
цели.
Программа развития предназначена для
Назначение
определения перспективных направлений
Программы
развития учреждения на основе анализа работы
за предыдущий период.
В Программе отражены тенденции изменений,
охарактеризованы главные направления
обновления содержания образования и
организации воспитания, управление ДОУ на
основе инновационных процессов.
Цели:
Цель и задачи
- Совершенствование в Учреждении системы
Программы
ин-тегративного образования в соответствии с
ФГОС ДО, реализующего право каждого
ребенка на качественное дошкольное
образование, полноценное развитие в период
дошкольного детства, как основы успешной
4
Сроки и этапы
реализации
программы
Исполнители
программных
мероприятий
Объемы и
источники
финансирования
Ожидаемые
результаты
реализации
программы
социализации и самореализации;
- Совершенствование системы работы по
сохранению и укреплению здоровья
воспитанников в Учреждении, с учетом
индивидуальных особенностей дошкольников;
- Повышение качества образования в
Учреждении через внедрение современных
педагогических технологий направленных на
успешную социализацию ребенка, в том числе
информационно-коммуникационных.
Задачи:
- Повышение уровня профессиональной
компетентности педагогов;
- Реализация коррекционно-развивающей
поддержки детей с нарушениями в речевом
развитии;
- Использование возможностей сетевого
взаимодействия с целью обеспечения
преемственности образовательных программ
дошкольного и начального общего образования;
- Совершенствование материальнотехнического и программного обеспечения;
- Обновление развивающей образовательной
среды Учреждения, способствующей
самореализации ребёнка
в разных видах деятельности;
- Развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка через расширение
сети дополнительного образования.
Реализация программы осуществляется в период с
2019 г. по 2022 г.
Административно-управленческий аппарат
МДОУ
Педагоги МДОУ, родители воспитанников.
Бюджетные средства
Внебюджетные средства
Для Учреждения:
Повышение конкурентоспособности
учреждения;
Улучшение материально-технического
обеспечения для реализации Программы
Учреждения.
5
Для воспитанников:
Получение полноценного качественного
образования в соответствии с индивидуальными
запросами и возможностями каждого;
Улучшение состояния физического,
психического и социального здоровья.
Превращение воспитательно-образовательного
пространства Учреждения в благоприятную
среду для развития индивидуальности каждого
воспитанника.
Для педагогического коллектива:
Рост
профессиональной
культуры
педагогов, повышение их компетентности.
Повышение уровня правовой культуры всех
участников образовательного пространства;
Для семьи:
Сохранение здоровья ребенка и успешность его
при поступлении в школу;
Расширение области участия родителей в
деятельности Учреждения (участие в
образовательном процессе, в проведении
совместных мероприятий);
Укрепление взаимодействия Учреждения и
семьи.
Для социума:
Реализация системы социального партнерства.
Расширение образовательного пространства
через сотрудничество с социокультурнымиь
учреждениями;
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема качества дошкольного образования в последние годы
приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных
условиях реформирования образования ДОУ представляет собой открытую и
развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности
должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое,
дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством
социализации личности.
Современная модель образования предполагает высокие технологии
развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В
основе современных образовательных стандартов – переход от установки на
запоминание большого количества информации к освоению новых видов
6
деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Использование
этих технологий требует высокой квалификации воспитателей – педагогов.
Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования,
предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного
материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового,
нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более
высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на
высокоразвитое профессиональное мышление, активизацию творческого
потенциала педагога.
Ценность инновационного характера Программы развития направлена
на сохранение позитивных достижений МДОУ № 24, обеспечение
личностно-ориентированной модели организации педагогического процесса,
внедрение в практику работы современных педагогических технологий. В
связи с модернизацией системы дошкольного образования в Программе
учтено внедрение инновационных форм работы с детьми и родителями,
переориентация
педагогического
коллектива
на
современные
образовательные дошкольные программы, технологии в условиях развития
ДОУ нового поколения.
3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Общая характеристика образовательного учреждения
1. Полное наименование учреждения в соответствии с Уставом:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития
ребёнка детский сад №24 Усть-Кутского муниципального образования.
2. Юридический и фактический адрес Учреждения:
Юридический адрес:666788, Иркутская область, г.Усть-Кут,ул.Речников, д.50
Фактический адрес:666788, Иркутская область, г.Усть-Кут, ул.Речников, д.50
3. Контактные данные:
Адрес: 666788, г. Усть – Кут, ул. Речников, д. 50
Телефон: 8(39565) 5-74-94
Сайт: topolyok24.ru
E-mail: d.topolyok@yandex.ru
4. Год открытия учреждения, краткая историческая справка:
Детский сад № 24 функционирует с 08.10.1993. С 27.09.2000 года –
детский сад общеразвивающего вида 2 категории.
В 2005 году – победитель районного конкурса «Лучшее
образовательное учреждение». Дипломант 2 степени «Образцовое
учреждение образования Иркутской области». По итогам аттестации и
государственной аккредитации образовательных учреждений с 21.11.2006
года детскому саду присвоен статус – муниципальное дошкольное
образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 24. В
7
2014 г. МДОУ ЦРР д/с № 24 внесён в национальный реестр: «Ведущие
образовательные учреждения России».
В 2015 г. МДОУ ЦРР д/с № 24- присвоен статус педагогической
площадки по направлению «Инновационные образовательные проекты в
рамках реализации ФГОС ДО». В 2016 г. МДОУ ЦРР д/с № 24- присвоен
статус муниципальной площадки «Психолого-педагогичекое сопровождение
родителей по преемственности детский сад – школа». В 2017 г. МДОУ ЦРР
д/с № 24- присвоен статус региональной пилотной площадки АО реализации
проекта «Апробация моделей управления качеством дошкольного
образования на базе дошкольных образовательных организаций Иркутской
области».
5. Количество групп:
На 1.01.2019г. в ДОУ 11 групп.
Группа раннего возраста (1,4 – 2 года): - 1
I младшая – 2
II младшая – 2
Средняя – 1
Старшая – 2
Подготовительная – 3 (2 общеразвивающей направленности, 1
компенсирующей направленности (логопедическая группа))
6. Управление ДОУ:
Управление ДОУ осуществляется в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации: Законом РФ «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ , «Порядком организации и
осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным
программам
дошкольного
образования»,
нормативно-правовыми
документами Министерства образования и науки Российской Федерации.
В ДОУ разработан пакет документов, регламентирующих его
деятельность: Устав ДОУ, локальные акты, договоры с родителями,
педагогическими работниками, обслуживающим персоналом, должностные
инструкции. Имеющаяся структура системы управления соответствует
Уставу ДОУ и функциональным задачам ДОУ.
Управление в ДОУ строится на принципах единоначалия и
самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер
управления.
Органами общественного управления являются: Общее собрание
трудового коллектива, педагогический совет, родительский комитет.
Порядок выборов в органы общественного управления и их компетенции
8
определяются Уставом. Непосредственное управление ДОУ осуществляет
заведующий.
Деятельность коллегиальных органов управления осуществляется в
соответствии с Положениями: Положение о Собрании трудового коллектива,
Положение о Педагогическом совете ДОУ.
Представительным органом работников является действующая в ДОУ
первичная профсоюзная организация (ППО).
В ДОУ используются различные формы контроля (оперативный,
тематический, смотры-конкурсы) результаты которого обсуждаются на
рабочих совещаниях и педагогических советах с целью дальнейшего
совершенствования работы.
Система управления в ДОУ обеспечивает оптимальное сочетание
традиционных и современных тенденций: программирование деятельности
ДОУ в режиме развития, обеспечение инновационного процесса в ДОУ,
комплексное сопровождение развития участников образовательной
деятельности, что позволяет эффективно организовать образовательное
пространство ДОУ.
Организационная структура ДОУ:
Учредитель:
УО УКМО
Заведующая
ДОУ
Заместитель
заведующей по
ВР
Специалисты
Воспитатели
Заместитель
заведующей по
АХР
Младшие
воспитатели
Обслуживающий
персонал
9
Структура общественного управления ДОУ:
Заведующая ДОУ
Педагогический
совет
Общественное
собрание
трудового
коллектива
Родительский
коммитет
Педагоги ДОУ
Сотрудники ДОУ
Родители
воспитанников
ДОУ
Структура и механизм управления ДОУ определяют стабильное
функционирование. Демократизация системы управления способствует
развитию инициативы участников образовательного процесса (педагогов,
родителей (законных представителей), детей) и сотрудников ДОУ.
7.Образовательная деятельность:
Основная образовательная программа дошкольного образования
МДОУ ЦРР д/с №24 УКМО является локальным актом, стратегическим
нормативно-управленческим документом, определяющим содержание
образовательного процесса, особенности его организации и объем оказания
образовательных услуг. Программа обеспечивает организацию целостного
образовательного процесса в МДОУ учетом возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей детей, содержит
специальные условия для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья.
Программа разработана в соответствии с требованиями основных
нормативных, правовых документов:
Федеральным законом от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации
Конвенции о правах инвалидов»;
10
Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки
РФ от 17.10. 2013 г. № 1155);
Профессиональным
стандартом
(утвержден
приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. №
544н);
Приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об
утверждении положения о психолого-медико-педагогической
комиссии»;
Действующими «Санитарно-эпидемиологические требованиями
к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций;
«Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным
программам дошкольного образования»
(утвержден приказом Минобрнауки РФ от 30.08. 2013 г. № 1014);
Письмом Минобрнауки РФ от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О
коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
Письмом Минобрнауки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О
создании условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
Уставом Муниципального дошкольного образовательного
учреждения Центра развития ребёнка детского сада № 24 УстьКутского
муниципального
образования.Устав
МДОУ
(Утвержден Постановлением Администрации Усть-Кутского
муниципального образования от 12.10.2015 № 1028-п,
Согласован Комитет по управлению имуществом Усть-Кутского
муниципального образования 12.10.2015)
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» ч.3 ст.30, устанавливающей
требования к содержанию и порядку принятия локальных актов
образовательной организации Программа согласована с родительским
комитетом МДОУ.
Программа охватывает возрастные периоды физического
и
психического развития детей от 1года 6 месяцев до 8 лет (ранний и
дошкольный возраст).
Реализация Программы осуществляется в 10,5 часовом режиме работы
дошкольного образовательного учреждения. По запросу родителей
образовательная деятельность с детьми может осуществляться в режиме
кратковременного пребывания воспитанников.
Обязательная часть Программы составлена с учётом примерной
основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена
11
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
Часть Программы, формируемая участниками образовательных
отношений, включает парциальные программы (выбранные участниками
образовательных отношений и разработанные самостоятельно участниками
образовательных отношений) по различным направлениям развития ребенка.
Также формируемая часть Программы представлена методами и формами
образовательной работы, отражающими специфику социокультурных и иных
условий деятельности МДОУ.
Содержание формируемой части программы составлено с учётом
образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей
педагогов. В формируемой части Программы предусматривается
ознакомление детей с региональными особенностями Иркутской области.
Учебно-методический комплект (УМК) определен программой
дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программой предусмотрено оказание образовательной услуги для
детей с ОВЗ в возрасте от 3-х до 7(8) –ми лет, имеющих тяжелые нарушение
речи.
Коррекция нарушений обеспечивается наличием в МДОУ группы
компенсирующей направленности. Организация образовательного процесса в
данной группе осуществляется по основной адаптированной образовательной
программе, разработанной с учетом Примерной адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми
нарушениями речи от 07.12.2017 протокол №6/17.
Специфика регионально-культурных, этнографических, экологических
климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс
в ДОУ представлена региональной моделью «Байкал - жемчужина Сибири»,
разработанной авторским коллективом преподавателей психологии и
педагогики
дошкольного
образования
педагогического
института
«Восточносибирской государственной академии образования» под
руководством Л.А.Мишариной.
Для эффективной реализации Программы, штатным расписанием
МДОУ предусмотрены следующие педагогические работники:
- воспитатели групп;
- музыкальные руководители (2);
- учителя-логопеды (2);
- педагог-психолог;
- инструктор по физической культуре;
По запросу родителей МДОУ может использовать сетевую форму
реализации Программы, обеспечивающую возможность ее освоения
воспитанниками с использованием ресурсов иных организаций, на основе
договора.
12
Содержание образовательного процесса представлено по пяти
образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное,
речевое, художественно - эстетическое и физическое развитие.
Основные блоки организации образовательного процесса:
•
совместная деятельность педагога и воспитанников
•
при взаимодействии с родителями (законными представителями)
•
свободная деятельность детей
В основу организации образовательного процесса положен комплексно
– тематический принцип, решение программных задач осуществляется в
разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в ходе
режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной
центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы
помогают организовать информацию оптимальным способом. У
дошкольников появляются многочисленные возможности для практики,
экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический принцип построения образовательного процесса
позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать
специфику дошкольного учреждения.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает
достижение единства образовательных целей и преемственности в детском
развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие
детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Тематический
подход
позволяет
оптимально
организовать
образовательный процесс и для детей с особыми потребностями.
Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период 23 недели. Тема находит свое отражение в подборе материалов, находящихся
в группе и в центрах развития, итоговом мероприятии.
Каждый месяц в плане заложена свободная тематическая неделя для
реализации потребностей детей.
Образовательный процесс осуществляется по двум режимам в каждой
возрастной группе: с учетом теплого и холодного периода года.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются
преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы
образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в
процессе увлекательной для малышей деятельности.
13
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе
группы) выделяется время для занятий учебно-развивающего характера.
В ДОУ созданы условия для разностороннего развития детей с 1,5 до 8
лет - детский сад оснащен оборудованием для разнообразных видов детской
деятельности в помещении и на прогулочных участках с учетом финансовых
возможностей ДОУ.
Здоровье детей и охрана их жизни
Здоровье детей, посещающих наше ДОУ, является предметом
пристального внимания педагогического коллектива.
Одно из основных направлений деятельности ДОУ - обеспечение
растущего организма детей энергией и основными питательными
веществами. Качество привозимых продуктов и приготовленных блюд
контролируется медицинским работником учреждения. Кроме того,
осуществляется индивидуальный подход к детям, нуждающимся в
диетическом питании.
В рацион питания ежедневно включаются фрукты и овощи, мясные и
молочные продукты, периодически: соки, напиток шиповника, йогурт, кефир.
В целях профилактики гиповитаминозов проводится витаминизация
аскорбиновой кислотой третьего блюда.
При обеспечении полноценного и сбалансированного питания
воспитанников непременным условием является соблюдение рекомендуемых
наборов продуктов и рационов питания.
Более правильно распределять продукты с учётом их калорийности и
химического состава, разнообразить рацион питания детей позволяет
составление перспективного
10-дневного меню, на основе которого
составляется ежедневное.
В течение 10,5 часового пребывания в ДОУ дети получают 3-х
разовое горячее питание, в 10 часов соки, фрукты, йогурты, кефир.
Дважды в год проводим мониторинг
физического развития,
анализируем состояние здоровья детей.
Серьезное
внимание уделяется закаливанию, витаминотерапии,
фитотерапии. Физическое развитие детей интегративно включается в
воспитательный и образовательный процесс.
Большое внимание уделяется психологическому здоровью детей.
Педагог-психолог и учитель-логопед проводят диагностическую и
коррекционную работу.
Проблема:
Положительная
динамика
укрепления
здоровья
воспитанников существует, но она недостаточна, для того чтобы говорить об
14
эффективной системе здоровьесбережения в Учреждении, позволяющей
спрогнозировать и предупредить детскую заболеваемость.
Физкультурно-оздоровительная работа Учреждения ведется в системе,
но требует продолжения работы:
- по развитию здоровьесберегающих технологий в деятельности
Учреждения;
- по взаимодействию с социумом в вопросах поддержания и укрепления
здоровья всех участников образовательного процесса.
Условия осуществления образовательного процесса
Кадровый потенциал
Количество
единиц
3
24
Группы персонала
Административный персонал
Педагогический персонал
Обслуживающий персонал
Всего
Распределение педагогического персонала по уровню образования
(без внешних совместителей и работавших по договорам гражданско-правового характера)
Наименование показателей
Численность педагогических
работников - всего
Всего
работников
из них имеют образование:
среднее
профессиональное
из них
образование по
из них
высшее педагоги
программам
педагоги
ческое
подготовки
ческое
специалистов
среднего звена
23
9
9
13
13
воспитатели
18
5
5
12
12
музыкальные
руководители
1
1
1
0
0
инструкторы по
физической культуре
1
0
0
1
1
учителя-логопеды
педагоги-психологи
2
1
2
1
2
1
0
0
0
0
15
Распределение педагогического персонала по стажу работы
в том числе имеют педагогический
стаж работы, лет:
Наименование
показателей
Всего
от 5
работников до 3 от 3 до
до 5
10
Численность
педагогических
работников,
23
1
1
4
от
от 15 20
10
до
и
до
20 более
15
1
5
11
В ДОУ на 31.12.2018 г. работает 3 административных работника и 23
педагога, что составляет 84,8 % укомплектованности педагогическими
кадрами. Процент укомплектованности кадрами в сравнении с 2017 г.
остался на том же уровне.
В ДОУ разработан план аттестации, график прохождения курсовой
подготовки и план самообразования педагогов на следующий год, что
позволит педагогам повысить уровень
профессионального мастерства и
саморазвития.
Анализ уровня категорийности педагогического состава выглядит
следующим образом:
Количество человек
20
15
Соответствие
занимаемой должности
1 категория
10
26%
Высшая категория
30%
5
4,3%
0
Квалификационная категория
16
7 человек имеют первую квалификационную категорию, что
составляет 30 %
Планируется в 2019 году аттестовать 2 педагога на первую
квалификационную категорию, 3 педагога на высшую квалификационную
категорию и 2 педагога на соответствие занимаемой должности.
Повышение уровня квалификации:
Ведущим направлением в повышении педагогического мастерства
является целенаправленная методическая помощь. Все педагоги ДОУ
прошли через разные формы повышения профессионального мастерства
(курсы повышения квалификации по ФГОС, робототехнике, менеджменту;
семинары и вебинары на различные темы).
Проведенный анализ деятельности ДОУ за 2018 г. позволил
определить сильные и слабые стороны профессионального потенциала
коллектива.
Сильные стороны:
- Образовательный
ценз работников соответствует занимаемым
должностям (все педагоги имеют педагогическое образование).
Повышение
профессиональной
компетентности
педагогов
систематическое, педагоги
заинтересованы
в повышении
своей
квалификации.
- Педагогами используется личностно-ориентированная модель
взаимодействия с детьми.
В работе используются инновационные технологии, что
положительно влияет на качество образования.
- Сформирован достаточный опыт организации традиционных и
нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников.
- Педагоги заинтересованы в самообразовании и повышении своей
компетентности.
Слабые стороны:
- Неподготовленность и неумение педагогов использовать ИКТ в
образовательной работе.
Проблема:
В связи с введением в образовательный процесс ФГОС ДО и
новых форм работы необходимо повышать уровень квалификации
педагогического персонала Учреждения для более качественного
планирования и организации образовательного процесса, для получения
максимально возможных образовательных результатов, внедрения
эффективных технологий, ИКТ технологий.
17
Особенности организации развивающей предметнопространственной среды МДОУ ЦРР д/с №24 УКМО
С целью эффективной реализации Программы, создания условий
личностного развития детей, их позитивной социализации в МДОУ
организована развивающая предметно-пространственная среда (далее
РППС).
С РППС МДОУ – специфические для каждой группы образовательное
оборудование, дидактические материалы, мебель, и т.п., в сочетании с
определенными принципами разделения пространства.
РППС в каждой группе обеспечивает возможность общения и
совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей,
а также возможности для уединения.
Организация РППС осуществляется с учетом:
материальных и архитектурно-пространственных условий
(наличие
помещений,
их
площадь,
конструктивные
особенности);
предпочтений и возрастных особенностей детей;
требований нормативных документов.
Для обеспечения реализации принципа индивидуализации и поддержки
инициативы детей в различных видах деятельности РППС является
избыточной (насыщенной), доступной и вариативной и соответствовать
принципам организации, определенным ФГОС п.3.3.4.
Так же при организации развивающей предметно-пространственной
среды учитывали концепцию В.А. Петровской.
Принципы проектирования предметно-пространственной среды (по
В.А. Петровской)
- принцип дистанции позиции при взаимодействии, который
обеспечивает контакт взрослого с ребенком с позиции «глаза в глаза»
(каждый может найти себе место, удобное для занятий и комфортное с
точки зрения его эмоционального состояния).
- принцип
активности,
самостоятельности,
творчества
дает
возможность проявления и развития активности у ребенка.
- принцип стабильности-динамичности (мобильности) связан с тем, что
ребенок свободен в своих проявлениях предметной деятельности и может
изменять среду соответственно своим потребностям.
- принцип гибкости (создание в помещении небольших пространств
(мини-центров) с определенной деятельностью детей по образовательным
областям).
- принцип эмоциогенности предполагает создание эмоционального
комфорта через цветовое и декоративное решение интерьера группы и
организацию центров психологической поддержки.
- принцип полифункциональности предметного мира. (преобладание
модулей, конструкторов, доступности природного и бросового материала).
18
- принцип гендерного подхода предполагает учет полоролевых
особенностей мальчиков и девочек. В РППС групп это просматривается в
виде разделения игровой зоны на пространство для девочек и для
мальчиков.
Особенности организации РППС МДОУ представлены с учетом
возрастных особенностей детей по всем направления развития,
определенным ФГОС ДО.
Центры детской активности преобразованы с учетом принципа
полифункциональности, трансформируемости, вариативности и гендерной
специфики, доступности и безопасности.
Полифункциональность материалов и оборудования в группах:
- чехлы на стулья «Скорая помощь», «Пожарная машина», «Военная
техника» для организации сюжетно-ролевых игр;
- сменяемые маркеры игрового пространства в современной тематике
«Салон», «Агентство», «Супермаркет»
- ширмы;
- предметы – заместители: наборы (шишек, ракушек, коллекций
тканей, бумаги и пр.), предназначенных для их свободного
использования в пространстве и развитии игры;
- макеты для развития игровых сюжетов: «Озеро Байкал»,
«Аквариум», «Лес».
Трансформируемость пространства:
- лёгкая мебель:
- ширмы для театрализации, для уединения и сюжетно - ролевых
игр, позволяют ограничивать или расширять игровое пространство;
- объемные модули.
Центры детской активности в группах
Групповые центры активности
Оборудование
Центр физической культуры
разнообразное оборудование
для двигательной активности,
для закаливающих
мероприятий;
материалы для игр на ловкость;
дидактический материал о
здоровом образе жизни
(иллюстрации, плакаты,
дидактические, настольнопечатные игры)
Центр экологии
стеллаж для уголка природы
различные виды растений
предметы по уходу за
растениями,
материалы для ручного труда,
труда на участке
19
дидактические игры и материал
о живой и неживой природе.
Центр детского экспериментирования
Центр «Математики »
Центр творчества
Центр книги
Центр музыки
Центр патриотического воспитания
Центр гендерного развития
материалы и оборудование для
проведения детских опытов и
экспериментов
серии предметных и сюжетных
картин
оборудование для
формирования элементарных
математических представлений
оборудование для
ознакомления с окружающим
энциклопедии, художественная
литература
дидактические развивающие
настольно-печатные игры и
пособия
оборудование и материалы для
изодеятельности (по
рисованию, лепке, аппликации)
книги, иллюстрации к
произведениям
наборы дидактических игр и
упражнений по речевому
развитию
музыкальные инструменты
костюмы ряженья
игры на развитие музыкальных
способностей
различные виды театра
книги, иллюстрации по
нравственно патриотическому
воспитанию и др.
игрушки, персонажи и ролевые
атрибуты (куклы, набор масок и
сказочных животных, звери,
птицы и т.д.)
игрушки-предметы
оперирования (наборы посуды,
автомобили, машины,
самолеты)
маркеры игрового пространства
(мебель кукольная,
20
интерактивная ширма, макеты и
др.)
полифункциональные
материалы (объемные модули,
строительные наборы и т.д.)
материалы для игр с правилами
Доступность среды:
Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям
обеспечивает все основные виды детской активности. Детям предоставлено
больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развертывания
сюжетно – ролевых игр, разыгрывания кукольных мини – спектаклей,
составления макетов, а также для продуктивной, познавательной,
исследовательской деятельности. Для организации сюжетно – ролевой игры
создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и
атрибутами.
Проблема:
Содержание РППС среды в группах недостаточно отвечает потребностям
современных детей, необходимо постоянно улучшать материальную базу
Учреждения.
Взаимодействие с родителями
Дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического
процесса.
Сотрудники ДОУ признают семью как жизненно необходимую
среду дошкольника, определяющую путь развития его личности.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного
учреждения заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ
осуществляется интеграция
общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими
категориями родителей:
- с семьями воспитанников;
- с родителями будущих воспитанников.
Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не
только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний,
развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Однако без
тесного взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически
21
невозможно. Поэтому основной целью взаимодействия с родителями мы
считаем: возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение
семьи в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
1) формирование психолого-педагогических знаний родителей;
2) приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
3)
оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и
обучении детей;
4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система работы с родителями включает:
заключение договора, беседа, анкетирование;
• ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих
родительских собраниях, конференциях, встречах;
• ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной
на развитие ребенка;
обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития
ребенка в разных видах детской деятельности на семинарахпрактикумах, консультациях и открытых просмотрах педагогического
процесса;
совместные мероприятия (праздники, досуги, акции);
групповое и индивидуальное консультирование;
выставки результатов деятельности и достижений детей, педагогов,
родителей
клубы для родителей «Мамина школа», «Будущий первоклассник»,
«Здоровый малыш»;
газета для родителей «Солнышко».
Для осуществления совместной деятельности создана нормативноправовая основа:
договоры о сотрудничестве
планы работы.
Проблема:
- Неоднородный контингент родителей, имеющий различные цели и
ценности;
- Наличие в Учреждении родителей (законных представителей) с
потребительским отношением к процессу образования, воспитания и
развития их детей, с пассивным отношением к участию в интерактивных
мероприятиях, в управлении Учреждения;
- Недостаточная заинтересованность и уровень компетентности
родителей в вопросах ведения здорового образа жизни и низкий уровень
активной жизненной позиции.
22
4. АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Необходимость разработки программы развития ДОУ на период 2019 2022 годы обусловлена важностью целей развития образования и
сложностями социально-экономической ситуации этого периода в
Российской Федерации. Поэтому стратегическая цель государственной
политики в области образования – повышение доступности качественного
образования, соответствующего требованиям инновационного развития
экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина
остается неизменной на повестке дня. В Концепции досрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 года представлена
современная модель образования, ориентированная на повышение качества
образования. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно
принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их
возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются
мобильностью, динамизмом, конструктивностью…».
Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного
образования является обеспечение гарантий доступного и качественного
дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для
последующего успешного обучения ребенка в школе.
Реализация основных направлений развития системы дошкольного
образования невозможна без ключевых общесистемных изменений в
дошкольном учреждении. Содержание образования сегодня направлено не
только на приобретение знаний воспитанниками, но и на развитие личности,
где ребёнок выступает как субъект разнообразных видов детской
деятельности в условиях самореализации в окружающем мире, развитие его
познавательных и созидательных способностей. Ориентация на ребёнка и его
потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих
развитие личности каждого ребёнка и сотрудника, мотивация на
эффективную деятельность – такова суть предстоящих изменений.
Необходимость
введения
данной
программы
обусловлена
пересмотром содержания образования в ДОУ, разработкой и внедрением
новых подходов и педагогических технологий, а также информационных
технологий. Интерактивные, компьютерные технологии в последнее время
занимают ведущее место в работе с детьми и их родителями (законными
представителями). Во всем мире использование ИКТ в различных сферах
деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение
интерактивными,
информационно - компьютерными
технологиями
помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социальноэкономических условиях, а образовательному учреждению – перейти в
режим развития.
Современное образование находится на новом этапе развития – идёт
его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и
23
экономические перемены, происходящие в обществе. Проблема качества
дошкольного образования в последние годы приобрела актуальный характер.
В общегосударственном плане новое качество образования – это его
соответствие современным жизненным потребностям развития страны.
Очевидно, что сегодня в условиях современного образования каждое
дошкольное
учреждение
должно,
поддерживать
свою
конкурентоспособность, занимая, таким образом, свою индивидуальную
нишу в общем образовательном пространстве.
Проблемный анализ деятельности учреждения позволил выявить
проблемы.
Все чаще в учреждение поступают дети, имеющие проблемы в
развитии. Все они требуют создания в учреждении условий для сохранения
и укрепления здоровья детей.
Актуальной
остается
проблема
вовлечения
родителей
в
образовательный процесс, в создание совместных проектов. В связи с этим
нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в
успехах своих детей и стремились всячески помочь детскому саду в создании
единого образовательного пространства через организацию сотрудничества
семьи и детского сада.
Последнее время все острее стоит проблема обновления содержания
образования в детском саду. Соответственно возникает проблема с
финансово-экономической и нормативно-правовой обеспеченностью данного
вопроса.
Основной целью работы педагогического коллектива на
данный период является обеспечение развития детей, с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям
развития детей дошкольного возраста.
Организованные формы работы с детьми занимают более 30% от
общего времени, предпочтение отдается групповым формам работы (занятия,
групповые развлечения и игры). Педагоги учреждения отдают предпочтение
традиционным формам работы с детьми, испытывают затруднения в ведении
образовательной работы в условиях дифференциации и индивидуализации
образования.
Актуальный вопрос - ознакомление детей дошкольного возраста с
родным краем. Необходимо разработать Программу по реализации
регионального компонента и методически ее оснастить.
Организуя работу с разными категориями семей воспитанников,
участвуя в разработке и реализации
социальных и
культурных
проектов, а так же в налаживании межведомственных связей с
учреждениями образования, культуры, здравоохранения по профилактике
социального
неблагополучия,
не
удается
снизить
количество
неблагополучных семей. Ранняя профилактика ориентируется не на
проблему, а на ее последствия. Ежегодно педагогическим коллективом
учреждения составляются социальные паспорта групп и учреждения в целом.
На основании полученных данных разрабатывается план повышения
педагогической культуры разных категорий родителей, предполагающий
24
проведение различных информационно-просветительских и досуговых
мероприятий как дифференцированно, так и в индивидуальном порядке.
Имеет место бессистемность в проведении работы по профилактике
социального неблагополучия, слабая реакция педагогической системы
детского сада на потребности и возможности внешней среды, замкнутость на
внутренних проблемах, отсутствие четкой системы мониторинга качества и
эффективности проводимых мероприятий.
Все помещения детского сада функционируют по назначению. В ДОУ
созданы материально-технические условия для качественного осуществления
воспитательно-образовательной и оздоровительной деятельности.
Разнообразна
развивающая
среда
предметнопространственная среда групп насыщенная разнообразными пособиями и
играми, имеются в наличии игровые и дидактические пособия, используемые
для обеспечения благоприятного эмоционального состояния детей, для и
индивидуальной работы по физическому развитию и оздоровлению детей
оборудованы центры для организации разнообразной детской деятельности
(как самостоятельной, так и совместной с воспитателем).
Анализ материально-технических ресурсов ДОУ свидетельствует, что
создание РППС и пополнение материально-технического оснащения в
учреждении находится на организационном этапе. РППС помещений ДОУ
пополняется в соответствии с требованиями программы, реализуемой в ДОУ.
Наряду с этим существует ряд проблем: перечень и количество
оборудования не в полной мере соответствуют требованиям и положениям
ООП, реализуемой в ДОУ; недостаточно современных ТСО (ноутбуки,
компьютеры, интерактивная доска); отсутствуют ограждения между
игровыми участками детей и сертифицированные МАФы, игровые
комплексы. Важным является обновление и дополнение УМК для реализации
ООП ДО.
Укомплектованность
кадрами
составляет
84,8%.
Основу
педагогического персонала в детском саду составляют специалисты со
стажем работы более 10 лет. Большой процент составляют педагоги, возраст
которых 40-65 лет. Образовательный уровень кадров детского сада
достаточно высок. Но есть молодые педагоги со стажем до 2 лет, с которыми
необходима работа по повышению профессиональной компетентности.
Повышение квалификации педагогических и руководящих работников
проводится в системе и осуществляется в соответствии с графиком. На
данный период 2
педагога не имеют квалификационной категории.
Обусловлено это тем, что в ДОУ пришли работать молодые педагоги, что
не позволяло им выйти на процедуру аттестации.
В ДОУ есть педагоги, способные работать в инновационном режиме,
стремящиеся к обобщению и транслированию своего опыта, готовые к
повышению квалификационной категории.
Тем не менее, остаются актуальными проблемы, связанные с
деятельностью педагогов по трансляции передового педагогического опыта,
с вялой инициативностью педагогов в динамичном отходе от консервативной
25
учебной модели, перестройке социально-психологического мышления и
педагогического мировоззрения в условиях модернизации системы
образования, перехода к ФГОС.
Необходимо в этом направлении
сосредоточить особые усилия.
Управление в ДОУ осуществляется комплексно, т. е. выполняются
все функции управленческой деятельности в своей взаимосвязи:
аналитико-диагностическая,
мотивационно-стимулирующая,
плановопрогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-оценочная,
регулятивно-организационная.
Развивается
самоуправление
через
делегирование полномочий, что в большей мере привлекает к
управленческой деятельности воспитателей и специалистов. Механизм
управления нацелен на обеспечение единства действий, координации и
согласованности всех субъектов образовательного процесса: детей,
родителей и педагогов, а также на стимулировании деятельности
сотрудников, экономию ресурсов и времени. Создана атмосфера, в которой
приоритет отдается гуманным отношениям, доверию, возможностям
личностного роста. Это позволяет успешнее прогнозировать и
обеспечивать личностный рост взрослых и детей и проектировать
дальнейшие перспективы развития учреждения.
Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и
самоуправления,
взаимной
ответственности
всех
участников
образовательного процесса за жизнь и здоровье детей, открытости и
демократизации, ценностно-личностного подхода к сотрудникам ДОУ и
осуществляется в соответствии с законодательством РФ в области
образования и Уставом ДОУ. Наблюдается неготовность коллектива к
активному участию в управленческой деятельности, инертность перед
новыми активными формами работы. Не в полном объеме выполняются
функции Педагогического совета и Родительского комитета.
В
ДОУ функционирует традиционная система управления
коллективом с преобладанием административных методов, которые
способствуют стабильному функционированию учреждения, но не развивают
творческую активность сотрудников ДОУ. Следовательно, для модернизации
существующей системы управления существует необходимость обновления
модели управления ДОУ.
5. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
5.1.
Концепция Программы
Основной целью Программы развития является создание в Учреждении
системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка
на качественное и доступное образование и способствующее его успешной
социализации в обществе. А так же создание условий, обеспечивающих
высокое качество результатов образовательной деятельности по
формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на
26
личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с
учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных
способностей и развитие творческого потенциала.
Ценность инновационного характера современного дошкольного
образования и Программы развития Учреждения направлена на сохранение
позитивных
достижений
Учреждения.
Внедрение
современных
педагогических
технологий,
в
том
числе
информационнокоммуникационных, обеспечение личностно-ориентированной модели
организации педагогического процесса, позволяющих ребёнку успешно
адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие
его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и
Учреждения.
Вместе с тем инновационный характер преобразования означает
исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности
Учреждения, соответствие потребностям современного информационного
общества в максимальном развитии способностей ребёнка.
В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника
должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции:
Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым;
Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми,
близкими;
Информационная – владение умением систематизировать и
«сворачивать»
информацию, работать с разными видами информации;
Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца,
способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки,
постройки);
Нравственная – готовность, способность и потребность жить в
обществе по общепринятым нормам и правилам;
Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе
жизни.
Ценность качества образовательного процесса для Учреждения
напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление простроить
образовательный
процесс в соответствии с индивидуальными
потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны –
бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его
возможностям), с другой стороны профессиональное создание оптимальных
условий для его развития в воспитательно-образовательном процессе.
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями
развития деятельности Учреждения служат:
Качество образования;
Социализация;
Здоровье воспитанников;
Сотрудничество.
27
Основные принципы Программы развития:
Принцип системности – целостный подход, взаимодействие всех
направлений и звеньев на достижение оптимального результата – развития
личности ребенка;
Принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего
развития» и предполагает использование новейших технологий и методик;
принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет
субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей,
интересов и способностей детей и взрослых;
Принцип гуманизации – основывается на усилении внимания к
личности каждого воспитанника как высшей ценности общества, установке
на формирование гражданина с полноценным познавательно – речевыми,
моральными и физическими качествами, создании максимально
благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности;
Принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь
образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой
форме;
Принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм
и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого
ребенка;
Принцип инновационности – определяет постоянный поиск и выбор
идей, наиболее оптимальных программ, технологий и форм работы;
Принцип активности – предполагает освоение ребенком Программы
через собственную деятельность под руководством взрослого.
Образ будущего ДОУ - это Учреждение, где ребенок реализует свое
право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями,
возможностями и способностями:
Педагоги развивают свои профессиональные и личностные качества;
Руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов;
Коллектив работает в творческом поисковом режиме, основываясь на
гуманных отношениях партнерского сотрудничества.
Основной структурной единицей в процессе развития Учреждения
выступает взаимодействие участников образовательных отношений в
системе «педагог – ребенок - родитель»:
Родители формируют социальный заказ на уровне общественной
потребности;
Воспитатели
являются
непосредственным
реализатором
образовательных услуг на уровне государства;
Дети выступают как потребители
оказываемых
Учреждению
услуг по обучению и воспитанию, развитию
личности.
Для того, чтобы педагоги могли эффективно осуществлять
взаимодействие с семьей, необходимо повышение их правовой и психолого-
28
педагогической культуры, формирование гуманистических взглядов на
процесс образования, а также профессиональные умения контактировать с
родителями.
Таким образом, цель разработки данной концепции Программы
развития Учреждения заключается в том, чтобы способствовать организации
комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного
возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении
всего пребывания в Учреждении.
5.2.
Стратегия развития Учреждения
Стратегия развития Учреждения рассчитана на период до 2022 года.
Стратегия определяет:
- Совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на
развитие Учреждения;
- Создание условий в Учреждении для реализации ФГОС ДО.
Целевая Программа:
Проблема: наличие противоречий между содержанием современного
педагогического образования, требованиями предъявляемыми социумом к
личности и уровнем профессиональной компетентности педагога.
Необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение
квалификации педагогов.
Цель:
Совершенствование образовательной деятельности Учреждения через
овладение современными программами и технологиями, обеспечивающими
целостное развитие ребенка-дошкольника;
- Соответствие уровня и качества подготовки выпускников Учреждения
требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
Задачи:
- Создание системы интегративного образования, реализующего право
каждого ребенка на качественное и доступное образование;
- Поэтапное обновление ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО и социальным
заказом родителей;
- Обновление РППС Учреждения, способствующей реализации нового
содержания и достижению новых образовательных результатов;
- Активное внедрение ИКТ в образовательный и управленческий процесс
- Разработка Программы для реализации регионального компонента и
оснащение ее методическими материалами.
29
6. План действий по реализации Программы
Направления работы
Приведение в
соответствие с
современными
требованиями
нормативно-правового,
материальнотехнического,
финансового,
кадрового,
мотивационного
компонентов
ресурсного
обеспечения
образовательной
деятельности
Совершенствование
системы планирования
(календарного,
перспективного)
в
соответствии
с
реализуемой ООП.
Разработка программы
по
реализации
регионального
компонента.
срок
Система
мероприятий
I. Аналитический /2019 год/
- Разработка и
Постоянно
корректировка
локальных актов,
обеспечивающих
реализацию
Программы развития;
- Разработка проекта
2019
обновления
материальной базы
образовательной
деятельности
(создание
творческой группы);
2019
- Составление
(корректировка)
плана курсовой
подготовки
педагогов на 20192022 гг.;
- Комплекс
2019
методических
мероприятий для
педагогов по
организации
планирования
образовательной
деятельности;
2019- Сбор необходимой
2020
информации.
- разработка
методического
сопровождения для
реализации
программы по
реализации
регионального
компонента
Ответственный
Заведующий
Заведующий
Заместитель
заведующего
по ВР
Заместитель
заведующего
по ВР,
педагоги
Заместитель
заведующего
по ВР,
творческая
группа
30
- Ориентация
педагогов на приоритет
самостоятельной
деятельности ребенка,
использование
инновационных
программ и технологий;
- Разработка
методического
сопровождения по
внедрению проектной
деятельности и
интегрированного
подхода к организации
образовательного
процесса.
Создание условий для
расширения
возможностей
использования ИКТ
в процессе управления
Учреждением и
повышение качества
образовательной
деятельности
Использование
ресурсов
социокультурной
среды для обогащения
образовательного
процесса
- Консультации,
семинары,
практические
занятия и
методические часы,
направленные на
умение работать с
проектами;
- Разработка и
уточнение
методических
рекомендаций по
планированию и
проведению
интегрированных
занятий.
- Повышение
квалификации
педагогов;
Сбор необходимой
информации.
Новый качественный
уровень
образовательной
Программы
учреждения,
обеспечивающий
обновленную модель
образовательного
пространства
Учреждения
Организация работы
творческой группы
по корректировке
Программы
в соответствии с
ФГОС ДО с учетом
примерной
программы;
- Формирование
модели
2019
Заместитель
заведующего
по ВР,
Педагоги
2019
Заместитель
заведующего
по ВР,
Педагоги
Заключение
20192022
договоров сетевого
взаимодействия по
определенным
направлениям
образовательной
программы с
социальными
партнерами
II. Концептуальный /2019-2021годы/
2019-2022
Заместитель
заведующего
по ВР
Заместитель
заведующего
по ВР,
Педагоги
31
Совершенствование
образовательной
деятельности через
овладение
современными
технологиями,
обеспечивающими
целостное развитие
ребенка
тематической
недели, с учетом
обновленной модели
образовательного
пространства;
- Корректировка
примерного
календарно
тематического
планирования;
- Создание
механизма,
обеспечивающего
контроль за
качеством
реализации ООП
ДО (комплексная
оценка качества
образования)
- Использование в
образовательной
деятельности
современных
развивающих
технологий
(изучение,
внедрение,
реализация в
соответствии с
индивидуальными
планами педагогов);
- Индивидуализация
и дифференциация
образовательной
деятельности;
- Составление
индивидуальных
маршрутов развития
воспитанников;
Выявление и
формирование
приоритетного
направления
воспитательной
работы в группе.
201-2022
Заместитель
заведующего
по ВР,
Педагоги
32
Обновление РППС,
способствующей
реализации нового
содержания
дошкольного
образования
достижению новых
образовательных
результатов
Учреждения
- Оборудование
группового
помещения
современной детской
мебелью;
- Пополнение
группового
помещения
развивающими
пособиями,
сюжетными
игрушками, играми
развивающей
направленности;
- Пополнение
программнометодического,
дидактического и
диагностического
сопровождения
образовательной
Программы
- Оснащение
прогулочных
участков игровыми
модулями.
Повышение
- Приобретение
эффективности
программного
образования,
обеспечения,
формирование
компьютерной
целостности
техники;
восприятия изучаемого - Активное
материала за счет
применение ИКТ в
применения
образовательной
ИКТ в
деятельности.
образовательной
деятельности
Повышение
- Курсовая
профессионального
подготовка;
уровня педагогических - Участие в работе
кадров в вопросах
методических
использования в
объединений
практике работы
педагогов района;
современных
-Транслирование
технологий
опыта работы через
Постоянно по
мере
финансирован
ия
Заведующий,
Заместитель
заведующего
по ВР;
Заместитель
заведующего
по АХР
По мере
Заведующий,
финансирова- Заместитель
ния
заведующего
по ВР
Постоянно
Заведующий,
Заместитель
заведующего
по ВР,
Педагоги
33
дошкольного
образования
участие в конкурсах
разного уровня,
публикация на сайте
ДОУ и в сети
интернет;
-Ведение портфолио
педагога - как
инструмента
отслеживания
уровня повышения
профессионального
мастерства и
творческого роста.
III. Практико-пропедевтический /2020 год/
Оценка эффективности
и совершенствование
инновационной модели
образовательного
пространства,
обеспечивающей новое
качество образования
- Отслеживание
эффективности
внедрения в практику
работы современных
педагогических
технологий (система
контроля);
- Мониторинг
детского развития и
освоения
образовательных
программ;
- Мониторинг
удовлетворенности
родителей качеством
предоставляемых
образовательныхуслу
г;
- Анализ
эффективности
внедрения в
Учреждении новой
системы
планирования,
внесение
необходимых
корректив в планы
образовательной
деятельности;
- Мониторинг
В течение
всего
отчетного
периода
2019-2022
Заведующий,
Заместитель
заведующего
по ВР,
Педагоги
34
эффективности
внедрения
индивидуальных и
дифференцированных
маршрутов и
программ
сотрудников;
- Анализ реализации
проекта обновления
материальнойтехнической базы
образовательной
деятельности.
Персонифицированный - Мониторинг
Ежегодно
учет деятельности
актуального
педагогических кадров. состояния кадровой
Внедрение,
обстановки в
совершенствование и
Учреждении
распространение
(программа
В течение
перспективного опыта
мониторинга,
всего
статистические
отчетного
данные);
периода
- Демонстрация
портфолио педагогов;
- Обобщение и
трансляция
перспективного
педагогического
опыта интеграции
образовательных
областей,
организации
самостоятельной и
совместной
образовательной
деятельности детей и
педагогов
(публикации).
IV. Практико-исполнительный этап
Определение новых
направлений развития
- Проведение
проблемноориентированного
анализа
деятельности
2022 г
Заведующий,
Заместитель
заведующего
по ВР,
Педагоги
Заведующий,
Заместитель
заведующего
по ВР,
Педагоги
35
Учреждения по
реализации
Программы
развития;
- Публикация
результатов и
итогового
заключения о
реализации
Программы развития
(открытый
информационноаналитический
доклад, с
Размещением на
сайте Учреждения).
Участники реализации Программы:
Административная группа;
Педагогический коллектив;
Педагогический совет;
Родительский комитет.
7. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
непрерывное постоянное развитие учреждения;
обеспечение преемственности дошкольного образования и начального
общего образования;
личностно-ориентированная система образования и коррекционной
помощи, характеризующаяся мобильностью, гибкостью,
вариативностью подходов;
расширение участия коллектива, родительского актива в принятии и
реализации правовых и управленческих решений относительно
деятельности учреждения;
принципиально новая развивающая предметно-пространственная
среда, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия
содержали бы элементы «обучения и развития» - возможность
самостоятельного поведения и развития инициативы детей.
36
8. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансовое обеспечение при реализации Программы требуется на:
расходы на оплату труда работников, реализующих Программу;
расходы на обновление и пополнение развивающей предметнопространственной среды детской мебелью, игровым оборудованием на
прогулочных участках;
расходы на приобретение средств ИКТ;
расходы на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе
приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде,
дидактических материалов, аудио и видео материалов, средств обучения,
в том числе, материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек,
электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации
всех видов образовательной деятельности и создания развивающей
предметно-пространственной среды (в том числе специальных для детей
с ОВЗ и детей-инвалидов), приобретения обновляемых образовательных
ресурсов, в том числе, расходных материалов, пополнение комплекта
средств обучения и подписки на техническое сопровождение
деятельности средств обучения, спортивного, оздоровительного
оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов,
связанных с подключением к информационной сети Интернет;
расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием
педагогических работников по профилю их деятельности;
иные расходы, связанные с реализацией Программы.
37