Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Программа Лего-волшебная страна

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр дополнительного образования
Усть-Кутского муниципального образования
Рекомендована
методическим советом
МБУ ДО ЦДО УКМО
протокол № _________
«___» _____ 2021 года

Утверждена
приказом по МБУ ДО ЦДО УКМО
«___»__________ 2021 года

Дополнительная общеразвивающая программа
«Лего-волшебная страна»

для обучающихся: 5-7лет
срок реализации: 2 года

Маркова Ирина Юрьевна
педагог дополнительного
образования

г. Усть-Кут
2021г.
1

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Успех каждого
ребенка» разработана с учетом:
•
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.1012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации»; изменения в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения
содержания воспитания в образовательном процессе с 1.09.2020;
•
Концепции развития дополнительного образования до 2030 года
(проект);
•
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках
Национального проекта «Образование». Утвержден президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и конкурентоспособности
профессионального образования, Министерства просвещения РФ 10.11.2018
г.
•
Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
•
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
•
Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 г. № 61573);
•
Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания
детей и молодежи от 18.11.2015 года
№ 09-3242 «О направлении
информации.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»,

Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 6 сентября 2020 года;
•
Устава МБУ ДО ЦДО УКМО от 1.12.2016 года;
•
Лицензии от 13 марта 2017 года
МБУ ДО ЦДО УКМО на
образовательную деятельность;
•
Программы развития МБУ ДО ЦДО УКМО на 2016-2021гг.
Дополнительная общеразвивающая программа «Успех каждого ребенка»
отнесена к программам технической направленности стартового уровня.
Актуальность программы состоит в том, что в соответствии с
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» в рамках Национального
проекта «Образование». Утвержденного президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и конкурентоспособности
профессионального образования, Министерства просвещения РФ 10.11.2018
2

г., содержание дополнительной образовательной программы ориентировано
на: создание необходимых условий для личностного развития обучающихся,
позитивной социализации; удовлетворение индивидуальных потребностей
обучающихся
в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей
обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического,
трудового воспитания обучающихся. Программа составлена по социальному
запросу родителей и обучающихся.
Отличительные особенности программы. Программа нацелена не столько
на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на
создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок
любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности
творить самому. Лего-конструктор открывает ребенку новый мир,
предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие
социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность,
ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества,
повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на
позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения.
Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами,
формируется логическое, проектное мышление.
Адресат программы: Программа направлена на дошкольников 5-7лет.
Дошкольный возраст охватывает период психического развития. В это время
структура психики претерпевает значительные изменения. Меняется
социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества,
черты характера; активно продолжают развиваться память, внимание,
мышление, восприятие, воображение, речь.
Срок освоения программы рассчитан на 2 года, 72 недели, 18 месяцев
Форма обучения – очная.
Режим занятий. 2 года обучения. 1 час в неделю.
Цель программы: развитие творческого мышления и конструкторских
способностей дошкольников при создании действующих моделей на основе
Лего– конструирования.
Задачи:
Образовательные:
 познакомить с конструкторами лего;
 сформировать умения и навыки конструирования с конструкторами
лего;
 сформировать умение достаточно самостоятельно решать технические
задачи в процессе конструирования моделей.
2 Развивающие:
 развивать интерес к технике, конструированию;
 развивать внимание, память, воображение, мышление;
3. Воспитывающие:
3

 воспитывать трудолюбие, усидчивость, коммуникативные качества,
интерес к профессиональной деятельности.
.
Комплекс основных характеристик программы
Объем программы: 72 часа, 1 год обучения 36 часов;
2 год обучения 36 часов.
Содержание программы
1 год обучения
№
Название
Основные узловые моменты
п/п раздела и тем
1.
1.1

Вводные
занятия.
Правила ТБ.

1.2. Закрепление

Раздел 1. Путешествие (9 часов)
Беседа, знакомство детей
с наборами,
рассматривание деталей, картинок - схем. Беседа и
показ схем и наборов конструктора. Наблюдение, как
правильно
располагать
детали
на
столе.
Ознакомление с правилами ТБ. Практическая
работа: соединение деталей по образцу. Д/и
« Найди по цвету, форме»
Названия и закрепление названий деталей лего.

названия деталей
лего
1.3. Конструирование Рассматривание иллюстраций, анализ формы головы
девочки
человека. Практическая работа. Дети под
руководством педагога,
следуя инструкциям,
собирают голову девочки.
1.4. Конструирование Рассматривание иллюстраций, анализ постройки
мальчика
мальчика, закрепление последовательности работы.
Просмотр
презентации:
«Последовательность
постройки образа человека».
Практическая работа. Дети под руководством
педагога, следуя инструкциям, собирают мальчика.
1.5 Сборка
Загадывание загадок, рассматривание картинок,
транспорта по
видов транспорта.
рисункам
Практическая работа. Дети строят свои модели и
рассказывают о них
1.6 Сборка
Беседа
о
наземном
транспорте.
Загадки,
наземного
рассматривание иллюстраций. Игра в диспетчера.
транспорта
Практическая работа. Дети отбирают нужные
детали, чтобы сделать машину. Дети строят по
схеме. Рассказ о постройке
1.7 Собираем
Рассказ о самолетах, рассматривание картинок с
воздушный
изображением самолетов. Загадка о самолете.
4

транспорт

1.8

Сборка водного
транспорта

Практическая работа. Дети строят по схеме свои
модели самолетов. Самостоятельная работа детей,
обыгрывание постройки
Беседа
о
водном
транспорте,
загадки,
рассматривание картинок. Практическая работа.
Дети строят по схемам корабли. Уточняют, из каких
деталей будут строить. Постройка своих моделей и
рассказ о ней
Выставка поделок обучающихся «Путешествия»

Выставка
«Путешествия»
2.
Раздел 2. Строительство домов (9 часов)
2.1 Сборка жилища
Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок.
Севера по схеме Практическая
работа.
Самостоятельное
выполнение построек по схеме. Анализ своих
моделей
2.2 Строительство
Анализируют, планируют предстоящую работу –
модели
знакомятся с последовательностью изготовления
загородного
конструкций. Практическая работа: дети называют
дома.
и объясняют виды соединений деталей и
рассказывают о постройке.
1.9

2.3 Постройка дома
по собственному
замыслу

Рассматривание картинок с изображением домов.
Практическая работа. Дети выбирают дома,
которые будут строить (дома стоят на столе у
педагога). Оценка работы детей
2.4 Сборка
Рассматривание иллюстраций с домами, беседа.
сказочного
Практическая
работа.
Самостоятельное
домика
выполнение своей модели. Анализ своих работ
2.5 Конструирование Просмотр сказки «Морозко». Беседа о сказочном
домика Деда
домике Деда Мороза.
Практическая работа.
Мороза по
Сооружение детьми своих построек. Рассказ о своей
замыслу
постройке
2.6 Выставка
Выставка поделок обучающихся
сказочных домов
2.7 Конструирование Беседа о жилищах Севера. Рассматривание
русской избы
иллюстраций о русской избе.
Практическая работа. Показ образца постройки.
Анализ готовой конструкции. Дети строят свои
модели, выполняя инструкции педагога
2.8 Сборка арки
Рассматривание
картинки
с
изображением
Триумфальной арки на Кутузовском проспекте.
Чтение
стихотворения
М.Ю.
Лермонтова
«Бородино». Анализ формы арки, выделение
основных частей.
Практическая работа. Сооружение детьми своих
5

построек. Рассказ о своей постройке.
2.9 Сборка
Рассматривание дома, иллюстраций, презентаций.
двухэтажного
Чтение стихотворения о доме. Беседа.
дома с крыльцом Практическая работа. Показ образца постройки.
и балконом
Анализ готовой конструкции. Дети строят свои
модели, выполняя инструкцию педагога
3.
Раздел 3. Город (9 часов)
3.1 Сбор моделей
Рассматривание карточек, иллюстраций. Беседа и
по карточкам,
рассматривание с детьми разные модели.
прилагаемым к Практическая работа. Работа с мелкими деталями по
набору.
схеме. Анализ постройки. Индивидуальная работа,
помощь при сборке. Обыгрывание постройки.
3.2 Сборка Кремль Предварительная беседа о русских кремлях,
рассматривание рисунков из книги Л. Александровой
«Русские кремли». Практическая работа. Педагог
демонстрирует свой образец из конструктора. Игра
«Закладка стен кремля». Дети разбиваются на две
группы и самостоятельно заканчивают строительство.
После работы анализ постройки.
3.3 Сборка
Беседа о праздничных развлечениях. Рассказ педагога
праздничной
о развлечениях. Практическая работа. Дети строят
площади
свои аттракционы. Потом оформляют праздничную
площадь и обыгрывают постройки.
3.4 Конструирован Рассматривание и анализ архитектурных сооружений
ие русской
древнерусского зодчества, изображения церквей,
церкви по
колоколен. Выделение основных частей зданий,
образцу
обращая их внимание на пропорции. Практическая
работа. Дети делятся на пары. По образцу дети
собирают модель. Рассказ о своей постройке.
3.5 Постройка
Рассматривание картинки с изображением моста.
мостов
Показать детям, как прочнее построить мост.
Практическая работа. Детям даются картинки с
изображением мостов. Они анализируют их, отбирают
необходимые детали и сооружают свои мосты.
Рассказ о постройке.
3.6 Конструирован
Закрепить основные части зданий, обращая их
ие по замыслу
внимание на пропорции. Практическая работа. Дети
делятся на пары и собирают модель. Рассказ о своей
постройке.
3.7 Постройка
Рассматривание картинки с изображением ворот.
ворот
Вспоминают приёмы
постройки
и способ
скрепления. Практическая работа. Дети разбиваются
на пары, им даются картинки с изображением ворот.
Они анализируют их, отбирают необходимые детали и
6

3.8 Строительство
беседки.

3.9 Моя улица

4.
4.1

Конструирован
ие избушки на
курьих ножках

4.2. Сборка Бабы

Яги
4.3

Конструирован
ие лебедя

4.4. Сборка печки

4.5

Выставка по
сказке «Гусилебеди»

4.6

Постройка
корабля

4.7

Сборка
белочки

4.8

Сборка домика

сооружают свои модели ворот с башнями и части
стен. Рассказ о своей постройке.
Иллюстрации с изображением различных беседок.
Практическая работа. Закреплять представления о
назначении и строении беседок, об их частях (крыша,
колонны). Самостоятельная работа по схеме.
Просмотр мультфильма «Ситцевая улица». Беседа по
мультфильму. Обратить внимание на образец улицы.
Практическая работа. Дети разбиваются на группы и
строят каждый свою улицу. Потом обыгрывают свои
постройки.
Раздел 4. Сказки (9часов)
Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Загадывание
загадок про героев.
Практическая работа. Педагог начинает постройку
избушки на курьих ножках, а дети заканчивают.
Рассказ о своей постройке
Беседа по сказке, рассматривание иллюстраций.
Практическая работа. Моделирование работы и
обыгрывание постройки.
Беседа по сказке «Гуси-лебеди», рассматривание
иллюстраций. Практическая работа. Моделирование
работы и обыгрывание постройки
Просмотр мультфильма «Гуси-лебеди», беседа по
мультфильму. Уточнить форму печки, из каких частей
состоит. Практическая работа. Моделирование
работы по иллюстрации, обыгрывание постройки.
Учить передавать характерные черты сказочных
героев средствами лего - конструктора.
Развивать конструктивное воображение, мышление,
память,
внимание.
Практическая
работа:
конструирование
по
образцу
из
легоконструктора; д.и. «Что изменилось?»
Чтение отрывка из сказки «Сказка о царе Салтане»,
анализ модели корабля. Практическая работа.
Первый ряд сооружения корабля строится по
словесным инструкциям педагога. Заканчивают
самостоятельно. Обыгрывание постройки
Чтение отрывка из сказки «Сказка о царе Салтане»,
анализ фигурки белочки. Практическая работа.
Моделирование белки происходит по иллюстрациям
самостоятельно. Обыгрывание постройки.
Чтение отрывка из сказки «Сказка о царе Салтане»,
7

белочки

4.9

Конструирован
ие по замыслу.

анализ домика белки.
Практическая работа. Постройка домика для
белочки по замыслу. Обыгрывание постройки.
Беседа по сказкам. Рассматривание героев сказок.
Практическая работа. Постройка
по замыслу.
Рассказ о своей постройке. Обыгрывание постройки
Итоговая выставка поделок

2 год обучения
№
п/п

Название
раздела и тем

1.
Вводное
занятие.
Правила ТБ.
Введение в
робототехнику
1.2. Строительство
рабочих машин
1.1

1.3. Строительство

легковых
машин

1.4. Собираем

ретро - машины

1.5

Собираем
любимую
машинку

Основные узловые моменты
Раздел 1. Транспорт (9 часов)
Беседа, знакомство детей с техникой безопасности
работы
и
правилами
поведения.
Беседа
«Безопасность при работе и сборке»
Рассматривание иллюстраций легковых машин,
выделение характерных особенностей машины,
беседа по сборке легкого транспорта. Д/и « Я знаю
модели машин». Изучение последовательности
соединений деталей
Практическая работа: работа с мелкими деталями
по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборке
Рассматривание иллюстраций легковых машин,
выделение характерных особенностей машины,
беседа по сборке легкого транспорта. Д/и « Я знаю
модели машин». Изучение последовательности
соединений деталей
Практическая часть: работа с мелкими деталями по
схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборке
Беседа по сборке машин. Словарная работа – ретро,
история создания. Изучение последовательности
соединений деталей.
Практическая работа: работа с мелкими деталями
по схеме.
Индивидуальная работа, помощь при сборке
Рассматривание иллюстраций машин, выделение
характерных особенностей машин, беседа по сборке
транспорта.
Изучение
последовательности
соединений деталей
Практическая работа: работа с мелкими деталями.
8

1.6

Спортивный
автомобиль

Воздушный
транспорт
« Кукурузник»
1.8 Пассажирский
поезд
1.7

1.9

Постройка по
замыслу«Автоп
арк»

2.

2.1 Зимние виды
спорта
2.2 Зимний отдых
(снегокаты,
лыжники)
2.3 Создание
модели Деда
Мороза и
Снегурочки

2.4 Новогодняя
ёлка.
2.5 Коллективная
работа
«Новогодняя
сказка»
2.6 Конструирован
ие по замыслу

Д/и « Я знаю модели машин».
Индивидуальная работа, помощь при сборке
Учить передавать форму объектов посредством
конструктора
лего.
Практическая
работа:
Самостоятельно подбирать детали на основании
анализа модели.
Беседа с детьми о воздушном транспорте.
Рассматривание
иллюстраций.
Практическая
работа: Учить создавать конструкции по образцу.
Знакомить детей с понятием, функциями и
назначением поездов.
Практическая работа:
Обогащать речь детей конструкторскими терминами.
Развивать способность выделять в реальных
предметах их функциональные части. Называть
детали. Практическая работа: учить анализировать
образец постройки.
Раздел 2 Зимние истории (9 часов)
Беседа о зимних видах спорта, о здоровом образе
жизни. Практическая работа: обыгрывание, по
своему сюжету. Дидактическая игра «Виды спорта».
Индивидуальная работа, помощь при сборке
Беседа о предстоящей постройке, последовательности
работы.
Рассматривание
иллюстраций.
Практическая работа: самостоятельное выполнение
построек, рассказ о своей постройке
Чтение истории «Праздника Нового года» и
рассмотрение
изображение
Деда
Мороза
и
Снегурочки. Объяснение подготовки материала для
изготовления поделок, разбор схем. Запоминание
последовательности работы.
Практическая
работа:
создание
модели.
Индивидуальная работа, помощь при сборке. Рассказ
о своей постройке
Рассматривание ёлки. Закрепить строение ели.
Практическая работа: реализовывать творческий
замысел.
Рассматривание схем, словарная работа. Изучение
последовательности соединений деталей.
Практическая работа: работа с мелкими деталями
по схеме. Индивидуальная работа, помощь при
сборке. Выставка
Рассматривание схем, словарная работа. Повторение
последовательности соединений деталей.
Практическая работа: работа с мелкими деталями
9

2.7

2.8

2.9

3.
3.1

по схеме. Индивидуальная работа, помощь при сборке
Январская
Рассматривание картин, схем, словарная работа.
сказка
Беседа и обсуждение по сборке. Изучение
последовательности соединений деталей.
Практическая работа: работа с мелкими деталями
по схеме. Рассказ о своей постройке
Индивидуальная работа, помощь при сборке
КВН « Словарь Беседа,
показ, прослушивание инструкции для
Лего»
соединений постройки.
Практическая работа: работа с мелкими деталями.
Соединение по схеме работы. Д/и «Что лишнее»,
«Найди ошибку»
«Творческое
Рассматривание снежинок на прогулке, на картинках.
конструировани Практическая работа: самостоятельно соединять
е» Зимние
детали между собой.
узоры.
Снежинки.
Раздел 3 Животные (9 часов)
Модели
Беседа с детьми. Рассматривание энциклопедий.
животных.
Практическая работа: анализировать, планировать
Собака. Жираф предстоящую работу

3.2 Модели
животных.
Слон. Верблюд.

сравнивать предметы и их образы
Рассматривание иллюстраций о диких животных.
Практическая работа: анализировать, планировать
предстоящую работу

сравнивать предметы и их образы
3.3 Модели
Беседа с детьми. Рассматривание образца модели
животных.
животных. Практическая работа: сравнивать
Крокодил. Змея. предметы и их образы, умение самостоятельно
соединять детали конструктора.
3.4 Домашние
животные:
корова, собака
3.5 Познакомить с
обитателями
птичьего двора.

Развивать
творчество,
фантазию,
навыки
конструирования.
Практическая
работа:
по
окончании работы
дети рассказывают о своих
поделках. Кого построили и какие детали
использовали. Дети дают клички животным.
Отгадывание загадок. Рассматривание домашних
животных. Практическая работа: самостоятельное
выполнение построек, рассказ о своей постройке.

3.6 Животные
моря:
дельфин, акула

Продолжать развивать наглядно-действенное и
наглядно-образное
мышление,
воображение,
внимание, память. Практическая работа: Развивать
10

3.7

«Постройка

ограды (вольер)
для животных»

3.8 Коллективная
работа
«Зоопарк».
3.9 Конструирован
ие по замыслу

4
4.1

День
космонавтики.
Роботы в
космосе.
4.2 Робот из лего –
конструктора

4.3

«Нарисуй
робота»

4.4

Лего-фантазия

4.5

«Угадай и
сделай»

4.6

Строительство
по замыслу

представление о многообразии окружающего мира
Показ образца. Обратить внимание, каким способом
соединены детали. На высоту забора, для каждого
животного она должна быть разной. На детали, из
которых
построены
(перекрытие
ограждение)
Практическая работа: умение самостоятельно
соединять детали конструктора. Рассказывать о
постройке.
Учить работать в паре и в коллективе; Практическая
работа: закрепить умение соединять детали
конструктора. Учить рассказывать о постройке.
Рассматривание схем, словарная работа. Беседа и
обсуждение
по
сборке
работы.
Изучение
последовательности соединений деталей.
Практическая работа: работа с мелкими деталями
по схеме.
Индивидуальная работа, помощь при
сборке
Раздел 4. Роботы (9 часов)
Беседа о космосе. Рассматривание иллюстраций.
Практическая работа: самостоятельное выполнение
построек, рассказ о своей постройке
Рассматривание образцов. Конструирование роботов.
Практическая работа: Самостоятельная работа
детей по схеме. (Индивидуальная помощь педагога
советом)
Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Закреплять понятия о форме, размере, цветовом
решении. Практическая работа: Формировать
умение действовать в соответствии с инструкцией.
Учить рисовать робота.
Беседа с детьми. Каких роботов они видят в будущем.
Учить анализировать и планировать предстоящую
работу. Практическая работа: самостоятельно и
творчески реализовывать собственные замыслы
закрепить навыки скрепления деталей
Закреплять умение составлять модель в соответствии
с инструкцией. Практическая работа: работа с
мелкими деталями по схеме. Рассказ о своей
постройке
Упражнять
детей
в
моделировании
и
конструировании
из
лего
конструктора.
Практическая работа: Закрепить полученные знания
11

4.7

детей

и конструктивные навыки, умение создавать замысел
и реализовывать его. Развивать конструктивное
воображение, мышление, память

Постройка
модели «Робот
будущего»

Рассматривание картинок с необычными домами и
строениями, беседа, обсуждение,
предыдущих
построек, правил построек.
Практическая работа: работа
в подгруппах
создании постройки.
Обыгрывание построек «
Презентация моего робота»
Рассматривание иллюстраций о роботах.
Практическая работа: реализовывать творческий
замысел. Закрепить навыки скрепления деталей
Рассматривание альбома: «Лего- конструктор»
Практическая работа: индивидуальная работа,
помощь при сборке. Рассказ о постройке. Выставка

Фантазируй!
Выдумывай!
Строй!
4.9 Лего. Выставка
работ
«Роботы».
4.8

Планируемые результаты.
Обучающиеся должны знать к концу 1 года обучения:
 определять, различать и называть детали конструктора;
 о технике безопасности во время работы;
 об основных правилах оформления выставочной работы;
 об упражнениях для сохранения зрения и правильной осанки;
уметь:
 планировать свою работу;
 договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
 анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета,
местоположения частей;
 конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, чертежу,
схеме и самостоятельно строить;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы группы, сравнивать и группировать предметы и их
образы.
 работать по предложенным инструкциям;
 излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою
точку зрения;
 анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы
путем логических рассуждений;
 работать в паре и коллективе; уметь рассказывать о постройке;
 работать над проектом в команде, эффективно распределять
обязанности.
Личностные результаты:

12

 определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
 наличие учебно–познавательного интереса к новому учебному материалу
и способам решения новой частной задачи;
 развитие творческого потенциала ребенка.
Метапредметные:
 осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы
дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на
усвоение новых знаний;
 проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые
коррективы в ходе решения поставленных задач;
 определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога:
 оценивать совместно с педагогом и другими обучающимися успехи своего
учебного труда и труда одноклассников.
Познавательные:
 ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью педагога;
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную от педагога;
 сравнивать и группировать элементы моделей конструктора лего;
 формулировать и решать задачи в программной среде.
Коммуникативные:
 планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
 совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им;
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика), уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
2 год обучения
К концу изучения программы обучающиеся должны знать:
 названия элементов конструктора лего;
 возможности дополнения лего.
К концу изучения программы обучающиеся должны уметь:
 классифицировать материал для создания модели;
 работать по предложенным инструкциям;
 творчески подходить к решению задачи;
 довести решение задачи до работающей модели;
 работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Личностные результаты:
13


сформированы конструкторские умения и навыки различать виды
конструкций и соединений деталей, изготавливать несложные конструкции и
простые механизмы, анализировать предмет, выделять его характерные
особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и
строением;

ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательноисследовательской и технической деятельности;

сформированы основы безопасности собственной жизнедеятельности в
окружающем мире;

сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, работать в команде, выполнять задания в соответствии с
инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца,
планировать будущую работу;

повысится качество образовательного процесса при подготовке детей к
школе через образовательную робототехнику и лего-конструирование;

ребенок овладеет разными формами и видами творческо-технической
деятельности, знаком с видами подвижных и неподвижных соединений в
конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам;

выявлены дети с признаками одаренности и будет продолжена работа
с ними в процессе обучения конструированию и образовательной
робототехнике;

развита мелкая моторика рук, эстетический вкус;

выражена активность родителей в совместной образовательной
деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.
Метапредметные:
 осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы
дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на
усвоение новых знаний;
 проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые
коррективы в ходе решения поставленных задач;
 определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
 оценивать совместно с педагогом и другими обучающимися успехи своего
учебного труда и труда одноклассников.
Познавательные:
 ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью педагога;
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную от педагога;
 сравнивать и группировать элементы моделей конструктора лего.
Коммуникативные:
 планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
 совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.
14

 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика), уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя;

появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение
применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций,
развита познавательная активность, воображение, фантазия и творческая
инициатива.
Комплекс организационно-педагогических условий:
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п

1.
1.1
1.2

1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
2

2.1
2.2

Наименование
раздела и темы

Раздел 1.
Путешествия
Вводные занятия.
Правила ТБ.
Закрепление
названий деталей
лего
Конструирование
девочки
Конструирование
мальчика
Сборка транспорта
по рисункам
Сборка наземного
транспорта
Собираем
воздушный транспорт
Сборка водного
транспорта
Выставка
«Путешествия»
Раздел 2.
Строительство
домов
Сборка жилища
Севера по схеме
Строительство
модели загородного
дома.

Количество часов
Всего Тео
часов рия
9
2
1

1

1

1

Формы
аттестации
(контроля)

Прак
тика
7
Рассказ
педагога
Беседа

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

0.5

7.5

1

0.5

0.5

1

Формы
организации
занятий

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Выставка

Комбинирова
нное занятие
Практическое
занятие
15

Постройка дома по
собственному
замыслу
Сборка сказочного
домика
Конструирование
домика Деда Мороза
по замыслу
Выставка сказочных
домов
Конструирование
русской избы
Сборка арки

1

1

Практическое
занятие

1

1

1

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие

1

1

Выставка

1

1

1

1

Сборка двухэтажного
дома с крыльцом и
балконом
Раздел 3. Город
Сбор моделей по
карточкам,
прилагаемым к
набору
Сборка Кремль

1

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1

1

Сборка праздничной
площади
Конструирование
русской церкви по
образцу
Постройка мостов

1

1

1

1

1

1

Конструирование по
замыслу
Постройка ворот

1

1

1

1

1

1

3.9

Строительство
беседки.
Моя улица

4.

Раздел 4. Сказки

9

2

4.1

Конструирование
избушки на курьих

1

1

2.3

2.4
2.5

2.6
2.7
2.8
2.9

3.
3.1

3.2
3.3
3.4

3.5
3.6
3.7
3.8

9
1

0.5
0.5

7.5
0.5

1

Выставка

Комбинирова
нное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Выставка
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

8
Рассказ
педагога
16

ножках
4.2

Сборка Бабы Яги

1

4.3

Конструирование
лебедя
Сборка печки

1

1

1

1

4.5

Выставка по сказке
«Гуси-лебеди»

1

1

4.6

Постройка корабля

1

1

4.7

Сборка белочки

1

1

4.8

Сборка домика для
белочки
Конструирование по
замыслу.
Итого

1

1

1

1

4.4

4.9

1

36

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1

5

Выставка

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Выставка
поделок

30

2 год обучения
№
п/п

Наименование
раздела и темы

1.

Раздел 1. Транспорт

1.1

Вводное занятие.
Правила ТБ. Введение в
робототехнику
Строительство рабочих
машин
Строительство
легковых машин
Собираем ретро машины
Собираем любимую
машинку
Спортивный
автомобиль

1.2
1.3
1.4
1.5
1.6

Количество часов
Всего Теор
часов ия
9
1,5
1

Формы
организации
занятий

Формы
аттестации
(контроля)

Прак
тика
8
Рассказ
педагога

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
17

Воздушный транспорт
« Кукурузник»
Пассажирский поезд

1

1

1

1

Конструирование по
замыслу «Автопарк»
Раздел 2
Зимние истории
Зимние виды спорта

1

0,5

1

9

1,5

8

1

1

Зимний отдых
(снегокаты, лыжники)
Создание модели Деда
Мороза и Снегурочки
Новогодняя ёлка.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2.7

Коллективная работа
«Новогодняя сказка»
Конструирование по
замыслу
Январская сказка

1

1

2.8

КВН « Словарь Лего»

1

1

2.9.

«Творческое
конструирование»
Зимние узоры,
снежинки.
Раздел 3 Животные
Модели животных.
Собака. Жираф
Модели животных.
Слон. Верблюд
Модели животных.
Крокодил. Змея.
Домашние животные:
корова, собака
Познакомить с
обитателями птичьего
двора.

1

0,5

1

9
1

1

9
1

Животные моря:
дельфин, акула
«Постройка ограды

1.7
1.8
1.9
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

3.6
3.7

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Выставка

Рассказ
педагога
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Выставка

Выставка

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
18

(вольер) для животных»

занятие

Коллективная работа
«Зоопарк».
Конструирование по
замыслу
Раздел 4. Роботы

1

0,5

1

Выставка

1

0,5

1

Практическое
занятие

9

1

8

1

0,5

4.3

День космонавтики.
Роботы в космосе.
Робот из лего –
конструктора
«Нарисуй робота»

4.4

3.8
3.9
4.
4.1
4.2

1

1

1

1

Лего-фантазия

1

1

4.5

«Угадай и сделай»

1

1

4.6

Строительство по
замыслу

1

1

4.7

Постройка модели
«Робот будущего»
Фантазируй!
Выдумывай! Строй!
Лего. Выставка работ
«Роботы».

1

1

4.8
4.9

1

0,5

1

1
1

Рассказ
педагога
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Выставка

Выставка

Итого
36
5
33
Календарный учебный график 1 года обучения
Раздел/
месяц
Раздел 1. Путешествия
Раздел 2. Строительство
домов
Раздел 3. Город
Раздел 4. Сказки
Итоговая аттестация
Всего

IX

X

XI

XII

I

3

4

2
2

5

2
1

3

4

4

5

3

II

III

4

4
1

4

5

IV

V

4
Выставка
4

4
4

Календарный учебный график 2 года обучения
Раздел/
месяц

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V
19

Раздел 1. Транспорт
Раздел 2
Зимние истории
Раздел 3 Животные
Раздел 4. Роботы
Итоговая аттестация
Всего

3

4

2
2

5

2
1

3

4

4

5

3

4

4

4
1

4

5

4

4
Выставка
4

Оценочные материалы
1. Виды контроля входящие в комплект контрольно-измерительных
материалов
Текущий контроль – выставка сказочных домов, «Новогодняя сказка».
Промежуточная аттестация в форме выставки по сказке «Гуси-лебеди».
Итоговая аттестация – выставка работ «Роботы».
Каждый вид контроля оценивается по зачетной системе,
соответственно указанным критериям в приложении №1.
Уровни освоения программы.
Недостаточный уровень (Н):

обучающийся овладел менее чем 1/2 объема знаний,
предусмотренных программой;

избегает употреблять специальные термины;

овладел менее чем 1/2 умений и навыков, предусмотренных
программой.
Средний обязательный уровень (СО):

объем усвоенных обучающимся знаний составляет более 1/2
объема знаний, предусмотренных программой;

обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой.

овладел более чем 1/2 умений и навыков, предусмотренных
программой;
Средний продвинутый уровень (СП):

обучающийся освоил практически весь объем знаний,
предусмотренный программой;

специальные термины употребляет осознанно и в полном
соответствии с их содержанием;

обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период;

является участником и победителем в конкурсах/соревнованиях
на уровнях ОО, района, области.
Высокий творческий уровень (ВТ):

обучающийся освоил практически весь объем знаний,
предусмотренный программой;

специальные термины употребляет осознанно и в полном
соответствии с их содержанием;
20


обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период;

является участником и победителем в конкурсах/соревнованиях
на Российском, международном уровнях;

проявляет высокую творческую активность в объединении, в
мероприятиях МБУ ДО ЦДО УКМО.
Уровни усвоения дополнительных общеразвивающих программ
определяются по итогам аттестации обучающихся и оформляются в
бланке Протокола.
По результатам обучения программы, обучающемуся вручается
документ о дополнительном образовании – сертификат.













Методические материалы
Наглядно-демонстрационный материал:
план-схемы;
схемы построек;
модели;
технологические таблицы;
альбомы с фотографиями объектов архитектуры;
альбомы с фотографиями построек;
картотека игр;
цветные иллюстрации, картинки;
фотографии;
образцы;
игрушки.

Раздаточный материал:
 конструкторы «Лего»;
 лего- конструкторы.







Дидактические материалы:
Методические рекомендации «Развитие конструктивных навыков в
играх с конструктором».
Мастер-класс «Развитие творческого потенциала ребенка в играх с
конструкторами».
Папки-раскладушки с консультациями.
Методы обучения:
словесный – с помощью которых педагог доступно объясняет тему
занятий и последовательность деятельности на занятии; беседы
(применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и
систематизации);
наглядный – с использованием наглядных пособий; иллюстраций, план
– схемы;
21

 практический – показ алгоритма технических и тактических действий и
приемов, упражнений;
 объяснительно-иллюстративный;
 репродуктивный;
 частично-поисковый;
 игровой;
 исследовательский и т.д.
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих
принципов:
 систематичности и последовательности;
 доступности – характер и объем заданий соответствует уровню
развития и подготовленности детей;
 наглядности – постоянное использование в упражнениях
наглядного демонстрационного материала;
 равноправного партнерства взрослого и ребенка;
 практичности
–
комплекс
различных
приемов:
игровой,
соревновательный.
Формы обучения и виды занятий (по учебно-тематическому
плану), например:
беседа,
 занятие-игра;
 практическое занятие;
 соревнование;
 викторина;
 занятие-путешествие;
 творческая работа;
 рассказ педагога;
 проект.
Педагогические технологии: технология игровой деятельности,
технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия:
 орг. момент,
 повторение пройденного материала,
 новый материал,
 закрепление.
Условия реализации программы
Игровая комната на базе МДОУ ЦРР № 24
Оборудование:
 магнитофон, аудио колонки;
 фотоаппарат;
 диски (познавательная информация, музыка);
 компьютер;
22

 демонстрационная магнитная доска.
Список литературы
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». – [Электронный ресурс] /
http://base.garant.ru/70291362; изменения в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения
содержания воспитания в образовательном процессе с 1.09.2020;
2. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках
Национального проекта «Образование». Утвержден президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
конкурентоспособности
профессионального
образования,
Министерства просвещения РФ 10.11.2018 г.
3. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
4. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года;
5. Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования» на 2018-2025 годы»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам». – [Электронный ресурс] /
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1231767.
7. Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 г. №
61573);
8. Письмо Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодёжи от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О
направлении информации. Методические рекомендации
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)». – [Электронный ресурс]
/http://docs.cntd.ru / document/420331948.
9. Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ / Л.Н. Буйлова //
Молодой ученый. – 2015. – №15. – С. 567-572.
10. Гончарова Е.В. Дополнительное образование детей в схемах,
таблицах и определениях / Гончарова Е.В, Телегина И.С. //
Нижневартовск: Издательство НВГУ. – 2013. – 139с.

23

11. Методические рекомендации по разработке и оформлению
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
[Электронный ресурс] – http://dopedu.ru/metodopit.html .
12. Устав, лицензия, локальные акты МБУ ДО ЦДО УКМО.
Список литературы для педагога
1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка
Прес,2001г.
2. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду»
Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
3. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в
детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.
4. Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду». - М.: ТЦ Сфера,
2012.-114с.
Список литературы для родителей и обучающихся
Список сайтов
1. http://www.int-edu.ru/
2. http://www.lego.com/ru-ru/
3. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
Список приложенний
1. Приложение 1. Комплект контрольно-измерительных материалов.
2. Приложение 2. Методические материалы.
Приложение №1
Комплект контрольно-измерительных материалов
Текущий контроль 1 год обучения
Выставка
Цель: выявить знания обучающихся за 1 полугодие:
Выставка сказочных домов
Критерии оценки:
- эстетика оформления (1 балл)
- алгоритм /техника изготовления работы (2 балла)
- оригинальность защиты/представления работы (3 балла)
Для получения «зачет» необходимо набрать не менее 2 баллов.
Промежуточная аттестация
Выставка
Цель: выявить знания обучающихся за 1 год обучения
24

Выставка по сказке «Гуси-лебеди»
Критерии оценки:
- эстетика оформления (1 балл)
- алгоритм /техника изготовления работы (2 балла)
- оригинальность защиты/представления работы (3 балла)
Для получения «зачет» необходимо набрать не менее 2 баллов.
Текущий контроль 2 год обучения
Выставка
Цель: выявить знания обучающихся за 1 полугодие:
Выставка «Новогодняя сказка»
Критерии оценки:
- эстетика оформления (1 балл)
- алгоритм /техника изготовления работы (2 балла)
- оригинальность защиты/представления работы (3 балла)
Для получения «зачет» необходимо набрать не менее 2 баллов.
Итоговая аттестация
Выставка
Цель: выявить знания обучающихся по программе «Лего – волшебная
страна»
Выставка работ «Роботы».
Критерии оценки:
- эстетика оформления (1 балл)
- алгоритм /техника изготовления работы (2 балла)
- оригинальность защиты/представления работы (3 балла)
Для получения «зачет» необходимо набрать не менее 2 баллов.
Приложение 2.
Методические материалы
Диагностическая карта для детей 5-6 лет кружка «Робототехника и легоконструирование в ДОУ»
Методика Е.В. Фешиной
Ф.И. ребенка

Называет
детали
конструкто
ра

Работает
по схемам

Строит
сложные
постройки

Строит
по Строит
творческому
подгруппам
замыслу
и

Строит
по
образцу

с

с

с

с

с

и

и

и

и

с

И

25

и

Итого: низкий уровень________%; средний уровень_________% ;
высокий уровень_________%
Условные обозначения:
Низкий уровень -1 балл
Средний уровень -2 балла
Высокий уровень -3 балла
Воспитатели:
Критерии оценки:
Н (низкий уровень) – не называет деталей конструктора; не работает по
схемам; затрудняется строить постройки по инструкции педагога; не умеет
рассказать о постройке.
С (средний уровень) – называет детали конструктора; строит по схемам с
помощью взрослого; строит постройки по творческому замыслу с помощью
взрослого; затрудняется строить по инструкции педагога.
В(высокий уровень) - называет детали конструктора; работает по схемам;
строит сложные постройки по творческому замыслу, по инструкции
педагога; умеет рассказать о постройке.

Диагностическая карта для детей 6-7 лет кружка «Робототехника и
лего-конструирование в ДОУ»
Методика Е.В. Фешиной
Ф.И. ребенка

Называ
ет все
детали
констр
укторо
в

Строит
более
слож
ные
постро
йки

Строит
по
образ
цу

Строи
т по
инстр
укции
педаг
ога

Строи
т по
творч
еском
у
замыс
лу

Рабо
тает
в
кома
нде

Испо
льзуе
т
предм
етызамес
тител
и

Работ
а
Над
проек
тами

26

Ур
ове
нь
усв
оен
ия
пр
огр
ам
мы

Итого: низкий уровень________%; средний уровень_________% ;
высокий уровень_________%
Условные обозначения:
Низкий уровень -1 балл
Средний уровень -2 балла
Высокий уровень -3 балла
Критерии оценки:
Н (низкий уровень) – не называет все детали конструктора, строит
постройки по образцу, по инструкции педагога, по творческому замыслу,
работает в подгруппе, использует предметы-заместители.
С (средний уровень) - называет все детали конструктора строит сложные
постройки по образцу, по инструкции педагога, по творческому замыслу,
работает в команде под руководством педагога, использует предметызаместители, работа над проектами с родителями.
В (высокий уровень) -называет все детали конструктора, строит более
сложные постройки по образцу, по инструкции педагога, по творческому
замыслу, работает в команде, является лидером, использует предметызаместители, работа над проектами.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Важную роль в реализации программы «Робототехника и легоконструирование в ДОУ» играет тщательно продуманная и безопасно
организованная развивающая предметно-пространственная среда, которая
позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи программы и
применять личностно-ориентированные технологии обучения.
Создание развивающей предметно-пространственной среды происходит
с учетом принципа интеграции образовательных областей и является:
 содержательно-насыщенной;
 развивающей;
 трансформируемой;
 -полифункциональной;
 вариативной;
 доступной;
27

 -безопасной;
 -здоровье сберегающей;
 эстетически-привлекательной.
Материалы и оборудование для одной образовательной области
могут использоваться в ходе реализации других областей. Среда не
ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможности
для проявления развития и реализации разнообразных идей. Приобретая
опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе,
убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому
радостные для него открытия. Разумно организованная развивающая среда
способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире,
формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном
итоге - учит учиться.
Взаимодействие с родителями.
 Открытые занятия.
 Семинар-практикум.
 Фотовыставки.
 Памятки.
 Выставки детских работ.
 Участие в районных выставках детского творчества.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».